Однако современный КВН развился до такой степени, что предоставляет достаточно возможностей сделать карьеру и заработать на жизнь, «не выходя из клуба». Оставляя в стороне все косвенные возможности (например, СМИ и интернет сайты о КВН), сосредоточимся на группах людей, которые мы условно обозначим как «Актеры», «Авторы», «Режиссеры», «Редакторы» и «Продюсеры», а также рассмотрим перспективы каждой. Актеры. Если же хочется большего – для Актеров выход один: «своя телепередача». А для этого нужно: Но и трудностей на этом пути достаточно: вспомним Виктора Васильева и Дмитрия Хрусталева (сборная команда КВН Перспективы для Актера: ведущий на свадьбах, корпоративах, радио, ТВ, собственная Авторы. Сейчас странно вспомнить, что до начала Даже создание Шабаном Муслимовым (команда КВН «Махачкалинские бродяги») и Михаилом Щедринским (команда КВН «ФИНЭК») «Гильдии авторов» поначалу ставили целью всего лишь обеспечить материалом «молодые» команды, приглашенные в Москву; АВМ и АМиК – гарантией не провальной игры и телепрограммы; а КВНщиков, отобранных в «Гильдию» постоянным заработком и «услугами профсоюза». Насколько известно, первым, кто разглядел за Авторами будущее, был Вячеслав Муругов (команда КВН БГУ). И с приходом на ТВ эпохи сериалов его расчет полностью оправдался: в Авторы сейчас не рвется только ленивый. Но и тут работает принцип отбора и принцип жизни: мало что дается просто так, успех приходит к серьезным, трудолюбивым, упорным и расчетливым – и все это мало сочетается с КВН! Молодой автор сначала пишет своей команде бесплатно, затем помогает дружественной. Набив руку и наработав авторитет, он уже может предлагать свои услуги разным командам и просить денег. А может, его заметят и пригласят в уже работающую группу Авторов и дадут денег. Дальше можно самому набрать группу Авторов и искать заказы «на стороне», а можно переехать в Москву и обслуживать приезжающие команды спасибо АМиКу, в последнее время команд едет все больше. На этом пути важно портфолио (с кем работал, как отзывались), но еще важнее попасть в лучшую группу, к лучшему шефу. Их, собственно, два: Купридо и Гуликов. Пока ты к ним будешь относиться с должным пиететом, они тебе будут «подкидывать» все новые команды – «механизм» известен. Здесь заработок гарантирован, ибо ни одна команда «соскочить» не сможет, но вот что хочется отметить. Понятно, что чем дальше человек продвигается «по жизни», тем меньше у него юношеской романтики и больше взрослого прагматизма (это касается всех – и Авторов, и Актеров, и Режиссеров с Продюсерами, о которых мы расскажем ниже). Не превратиться на этом пути в законченную сволочь помогают такие, казалось бы, давно забытые понятия, как совесть и честь. Если их нет, то можно и в жюри сесть, заставляя остальных озвучивать оценки «с балкона» и материал команды вырезать, чтобы «свои» Авторы получили кусок работы. А вырезанный материал тоже не пропадет – продадим в другую лигу, ведь редактор редактору – друг. Интересно, что этот бизнес процветает буквально под носом у АВМ и Барули, но создается впечатление, что Возвращаясь к Авторам: и вот наступает момент, когда тебя «берут» в сериалы. Именно так – с улицы туда не попадешь, только, как раньше говорили «по блату». Зарплата от 1 000 у.е. за серию, а ее можно написать за неделю, сидя дома и тратясь только на интернет, вот она, мечта Автора. Правда, от написания, скажем, Перспективы для Автора: рекламные агентства, другие команды, работа в группе, работа в сериале. Режиссеры. Между тем такие номера как, «Зеркало», с которым враз стал звездой Я. Левинзон (команда КВН ОГУ), «Дурдом» триумф Донецка и «Колобок» сборной Другое дело, что Режиссер в КВН – профессия зависимая. Актер не может без Автора, Автору (поначалу) нужен Актер, а Режиссеру требуется и тот, и другой. Штабная работа, которая на поле боя не видна, а ощущается (да и то не всеми) по результату, вот это работа Режиссера. При желании Режиссер может проявить себя и при подборе музыкального оформления (сборная Что дальше? У каждого Актера есть мечта, чтобы на него работала «своя» группа (event – агентство или своя телепрограмма), у Автора – запустить собственный телепроект или сесть писать книги. Режиссер, если Перспективы для Режиссера: постановщик своей команды, режиссер чужой, постановщик массовых праздников в городе, сотрудник Редакторы – офицеры КВН. Им с трудом подчиняются «снизу», на них постоянно давят «сверху», их хорошая работа незаметна, а в ошибках обвиняют тут же. Без солдат (команд) их существование бессмысленно, а «выросшие» команды их постоянно покидают. Тогда – зачем? Работа такая. Немножко Актер, Автор и Режиссер плюс доля педагогического таланта и можно пробовать стать Редактором. Причем поначалу даже не прекращая играть самому, важно только, чтобы лига, где играет ваша команда, минимум на 2 порядка была выше той, которую вы редактируете. Мы утверждали и продолжаем настаивать, что Редактор – это не богоизбранный сверхчеловек; при соблюдении вышеперечисленных условий эта работа доступна любому КВНщику. Но для себя нужно четко понимать, что Редактор – это всего лишь «функция» игры, немаловажная, но не единственная. Так же, как, например, звукорежиссер: он может погубить игру или (незаметно для зрителей) сильно ее улучшить, но он – не главный, он – член команды, которая игру делает, он ее обслуживает. Соответственно, Редактору приходится подчиняться: и директору, который отвечает за финансовый результат турнира, и администратору, который обеспечивает редактору и командам условия для совместной работы, и требованиям телевизионной съемки, и еще массу реалий учитывать в своей работе. Офицер – командир над своими солдатами и один из немногих у начальника штаба. Зато Редактором можно быть до глубокой старости, потому что раз КВН будет всегда, то и лига (городская, районная, областная) будет работать «вечно», следовательно, должность будет, а команды появятся. А. Шулик (лига «Старт», г. Воронеж) – хороший пример верного многолетнего «служения КВН». Другое дело, если хочется попасть в Редактуру АМиК. Тут нужно, как минимум, пару раз быть финалистом Высшей лиги – примелькаться, понравиться Редактуре и приглянуться «барину». Редактор работает словом, давайте попробуем сделать это сейчас. АВМ «барином» назвала та самая Редактура – но если есть «барин», то они КВН больше АМиКа, поэтому Редактор без работы не останется. Другое дело – уровень зарплаты, но ведь есть еще и учителя! Перспективы для Редактора: лига в ВУЗе, в городе, в области, в республике. Местные телепроекты с участием «своих» команд КВН, далее – развлекательные телепроекты вплоть до федерального уровня. Продюсеры. Просто хрестоматийный пример – Дмитрий Табарчук (директор «Уездного города»). В 1999 году во вновь открытую Первую лигу в Казани попадает малозаметная команда КВН из Челябинска, в которой Дмитрий немного играет и администрирует. После неудачного сезона ему удается найти деньги для объединения «пишущих» челябинцев и «играющих» магнитогорцев – появляется команда КВН «Уездный город». Дмитрий, как мощный локомотив, разгоняет УЕ до Высшей лиги, по пути подминая под себя весь КВН в Челябинской области: от отдельных клубов и команд до ТО «Бдышь» и УРАльской лиги МС КВН. Бюджетам УЕ завидую все (даже «Незолотая молодежь»), Табарчуку удается создать третью КВНовскую «машину» (после НГУ и БГУ), которая просто обречена стать чемпионом. Деньги «под УЕ» отдельной строкой вносятся в бюджет области, впервые в истории КВН параллельно начинает играть «дочерняя» команда – «ЛУНа», директором центральной УРАльской лиги становится даже не сам Дмитрий, а его администратор. Табарчук читает лекции на сочинских Фестивалях, его даже приглашают в АМиК, но амбиции Дмитрия простираются дальше. Сегодня Дмитрий Табарчук – руководитель творческой лаборатории «Лорд групп», исполнительный продюсер сериалов «Кадетство», «Ранетки», «Я лечу», живет в Москве. А кто у него начальник? Вячеслав Муругов (команда КВН БГУ), заместитель генерального директора канала «СТС» (а раньше Перспективы для Продюсера: администратор команды, директор лиги, руководитель КВН в крае (области), сотрудник (продюсер) телепроекта, руководитель телеканала, учредитель теле- или Мы P. S. Когда текст был готов, мы вдруг поразились вот какому факту: не считая работающих на «барина», каждый КВНщик, лично упомянутый в тексте, добился успеха не благодаря, а многие вопреки, АМиКу. Так бездарно, так нелепо и бесчеловечно транжирить творческий и жизненный потенциал «своих людей» мог в русской истории только один человек – Николай Второй. Такое сравнение, увы, кажется, полноценным и достаточно всеобъемлющим.
И в КВНе
Говоря про Актеров, мы выделяли крайние случаи, имея в виду людей, которые больше играют, чем пишут. Потому что в КВН нет такого актера, который не написал хотя бы одну шутку. А некоторые команды, работая по методу «мозгового штурма», вообще избегают деления на Авторов и Актеров (самый яркий пример – команда КВН ХАИ). Но чаще, по мере того как команда «растет», в ней выделяются те, кто приносит в копилку больше других (видимо по закону сохранения именно им меньше других удается блистать на сцене). И если Актер в полюбившемся образе может некоторое время звездить, то Автору приходится «подносить снаряды» к каждой игре и все в большем количестве. Артиллерия – это удел Авторов в КВН.
Если вы не очень плодовитый Автор и не самый заметный Актер, но зато у вас есть понимание, как и где должна играться и стоять шутка, реприза и миниатюра, есть резон попытаться развить эти способности. В каждой команде есть люди, у которых лучше других получается «развести материал» приветствия или другого постановочного конкурса. Но до режиссуры тут еще далеко, да и специфика КВН как «бедного театра» как будто бы не требует этой специальности. Хотя истоки КВН – именно в СТЭМе, в маленьком – но театре, да и эстрадное, и телевизионное шоу также требует режиссуры. И ее отсутствие (невостребованность командами, нехватка времени, непонимание нужности) плохо сказывается на развитии КВН. Много вы видели в последнее время полноценных, а не 3 блока с конферансом, домашних заданий? А монологов? А постановочных номеров, хотя бы приближающихся к КВН ДГУ? Это и понятно: без режиссуры (Режиссера) невозможно «держать зал» больше «миниатюрного» времени. И мысль – если она, конечно, есть! – невозможно донести без Режиссера (режиссуры). Поэтому, кстати, в свое время было засилье сопливых финальных песен – замена мысли.
Генералом станешь только тогда, когда поймешь, что войну выигрывают не полки – войну выигрывает тыл. Транспорт, связь, еда, ночлег, снабжение и боеприпасы, госпитали и контрразведка… А еще заранее отмобилизованные заводы, построенные дороги и накопленные запасы. Продюсер – тот же генерал, причем в большей степени генерал тыловых войск. Веселость и находчивость постепенно исчезают, но это – настоящая «большая» КВНовская карьера. Продюсер дает работу и Актерам, и Авторам, и Режиссерам, и Редакторам, и многим другим людям, отвечая в конечном итоге за результат, в чем бы он не выражался. При этом Продюсер рискует чужими деньгами и своей репутацией, а бывает – и наоборот.
Авторы группами заезжают на базы отдыха под Челябинском за месяц до очередной игры, безумно смелый по тем временам ход – сделать Актеров «масками» и писать «под них» оправдывает себя: по востребованности четверка «зеленый пиджак», «пионерский значок», «штаны на лямках» и «кепка» сравнивается с «Утомленными солнцем».
Закончить хотелось вот чем: группа «Майорка» созрела и готова сделать
03.07.08 12:47
Немногие КВНщики вовремя задумываются об этом, поэтому КВН в их жизни остается приятным воспоминанием, лучшим временем молодости, прошедшим, как первая любовь; клубом, в котором они имели честь состоять; неким братством или даже «орденом», куда принимают далеко не всех. Затем наступает «взрослая жизнь», и КВН кому помогает, кому мешает, но для большинства уж точно не является необходимой ступенькой служебной или жизненной карьеры. Те из меньшинства кто по разным причинам «не взял» от КВНа всего, что, как им кажется, было «положено», на долгое время остаются «экспертами по КВН» в своей семье, в своей школе, в университете или городской лиге, а теперь и в Интернете. Они комментируют все, до чего только могут дотянуться, благо анонимность ника позволяет не сдерживать накопившуюся «обиду».
|
Рейтинг за неделю:Самые обсуждаемые: |