О движении КВН уже принято говорить, как об империи. Но те, кто не только играет, но и работает «в КВН», часто говорят о нем, как о мафии. И если присмотреться, в современном КВН действительно можно выделить группу людей, которая похожа на квазимафиозную структуру: это РЕДАКТУРА Международного Союза КВН. Она замкнута, и критерии попадания в эту группу (как и выведения из нее) известны только самой РЕДАКТУРЕ. Она формирует для КВНовского сообщества неписанные правила поведения (которые сама же и толкует), руководствуясь при этом своим, отличным от этих правил, кодексом. Она добивается абсолютной монополии, не соревнуясь с конкурентами и «отступниками», а подавляя и уничтожая их. Есть и другие параметры, по которым РЕДАКТУРУ можно назвать квазимафиозной структурой, их мы и предлагаем обсудить далее.
Сначала – немного истории. С момента возрождения в 1986 году КВН, с точки зрения распределения власти и системы управления, прошел несколько этапов: до 1990 года – бурный хаотический рост, в 1990 году сменились редактор и директор ТВ-группы, возникло ЗАО «АМиК». 1993 год – в Воронеже появляется Первая лига, в АМиКе – А. А. Лобов, а для М. Н. Марфина это был последний сезон, когда для играющих команд он не был легендарным капитаном и непререкаемым авторитетом. Дальше он – теоретик и гуру, а для современных КВНщиков, с точки зрения знакомых лиц и фамилий, начинается «наша эра»: с 1994 по 1997 годы стали чемпионами и/или вошли в КВНовскую элиту те команды («третье поколение», как их определяет книга «Мы начинаем КВН»), лидеры которых впоследствии и составили РЕДАКТУРУ. Для этих команд (в отличие от «первого» и «второго» поколений) правила игры были не обсуждаемыми, авторитеты – неоспоримыми, а попадание в телевизионный сезон – пределом мечтаний. Но когда сезоны закончились, а международные игры и зарубежные гастроли близились к завершению, пришло время задуматься, как не потерять (или как пристроить) достаточно большой коллектив талантливых и амбициозных «капитанов КВН» тех, кто не пошел своим путем. Наиболее последовательным в разработке идеологии и стратегии развития КВН-движения был М. Щедринский, стоявший у истоков и питерского КВН, и: а) сайта амик.ру; б) «фабричного» производства КВНщиками сценариев телевизионных программ и «корпоративов»; в) гастрольно-концертной деятельности команд КВН под эгидой АМиКа и г) системы лиг Международного Союза КВН (кстати, и само это название «МС КВН» появилось, кажется, вместе с лигами в 1999 году…). – жаль, но нет ничего удивительного в том, что ни человека, ни его имени в современном КВН-движении не знают; для интересующихся готовится материал «Кадры решают все!» о кадровой политике и личностных отношениях в системе ЗАО «ТТО «АМиК». – Для нашего предмета рассмотрения важен тот факт, что в 1999 году «возникло» 7 (с Киевом, не считая Гамбург и Обнинск) «межрегиональных» лиг МС КВН. Вместе с лигой «Старт» (Воронеж), «Интерлигой» (Донецк, 1997г.) и Первой лигой в Казани (1998г.) их набиралось 10, а если считать КВН-Сибирь и Дальний Восток – то и целая дюжина. И в каждой из официальных лиг официально было трудоустроено по 2 редактора. Это и был момент возникновения РЕДАКТУРЫ Международного Союза КВН как явления (это понятие выделяется в тексте, потому что к работе «настоящего» телевизионного или литературного редактора РЕДАКТУРА имеет косвенное отношение).
Хорошая мысль и должна быть многоплановой: единомоментно 1) лучшие творческие силы оставались в АМиКе и получали постоянную работу, 2) работа с командами переносилась на места, где на постоянной основе начинали работать лиги – школы КВН, 3) между руководителями лиг немедленно возникала (или легко создавалась) здоровая конкуренция, 4) а использовать ее на благо АМиКу и должны были редакторы, как «комиссары в пыльных шлемах», 5) практически на ровном месте создавалась концертно-гастрольная база АМиКа, 6) КВН-движение становилось управляемо не раз в год, на Фестивале, а в режиме реального времени – список плюсов можно продолжать вплоть до избрания своего кандидата в Думу. И многое из этого, кстати, было осуществлено, но при этом из АМиКа выдавили М. Щедринского, вычеркнули А. Кондратьева (директор первой Первой лиги в Казани), затем – взлет и падение А. Люхтера (директор сб. Москвы (МАМИ) и лиги «ОЛиМП»), битва А.А. Лобов – Н. И. Баруля, уход А. Яковлева, изгнание С. Матлина… И следующему «четвертому» поколению КВНщиков уже никто ничего не предлагал. Белорусов «спас» В. Муругов, предложив работу над сериалами, другие КВНщики, кто понял, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, сами себе сделали «Камеди Клаб». А из редакторов – настоящих звезд, истинных лидеров, любимцев публики и гордости КВН – сложилась РЕДАКТУРА. И не уход ли М. Н. Марфина, последнего из времени «до нашей эры», дал понять, что теперь все можно?
Главным критерием при утверждении кандидата в РЕДАКТУРУ выступает, как представляется, личная преданность (ну, и определенный авторитет, завоеванный в составе команды). Почему? – да потому что ни педагогические качества, ни образовательный ценз, ни возраст, ни манера поведения, ни внешний вид таковыми критериями не являются. Подтвердить это несложно: например, А. Чивурин в инструкции для РЕДАКТУРЫ вынужден был неоднократно (!) жирным шрифтом напоминать, что отчеты о прошедших играх должны быть, как минимум, написаны грамотно. И таких примеров достаточно, но принципиально другое: именно поэтому на РЕДАКТУРУ бессмысленно жаловаться. Есть Указы Президента, но за их выполнением (и трактовкой) следит РЕДАКТУРА – и когда команды обвиняют друг друга в плагиате, следует очередное последнее предупреждение, а появление в одной лиге материалов, вырезанных РЕДАКТУРОЙ в другой лиге, стало привычным. Есть моральные нормы: ты не можешь оценивать результаты своей работы, – но РЕДАКТУРА уверенно садится в жюри. Есть общие принципы: лиги призваны повышать уровень играющих команд, а сколько команд годами (!) ездят из лиги в лигу с одними и теми же (пусть хорошими) номерами? Наконец, многие команды, «подающие надежды», знакомы с предложением РЕДАКТУРЫ «усилиться» за счет наемных платных авторов, и РЕДАКТУРА готова поименно назвать в качестве таковых своих приятелей, бывших соратников и, без ложной скромности, себя! С 1999 года, с момента возникновения системы лиг МС КВН (и их последующего разделения на «телевизионные», «центральные», «межрегиональные» и прочие), РЕДАКТУРА фактически состоит из ядра (7 человек плюс-минус один), «вторых редакторов» и «молодого» пополнения. «Молодые», понятно, никуда не лезут (и, кстати, поэтому или вопреки этому часто меняются), «вторые» обычно «местные», которым не так уж много и нужно. А вот ядро, головка РЕДАКТУРЫ – это люди, одновременно работающие и в телевизионных лигах, и в центральных, да не в одной-двух, а в двух-трех (недавно, кажется, был установлен рекорд – один РЕДАКТОР обихаживал единовременно аж 4 официальные лиги). И если вспомнить, что попасть в телевизионную лигу, минуя центральную, сейчас практически невозможно, то РЕДАКТУРА – это люди, определяющие всю внутреннюю политику АМиК. Или правильнее было бы сказать – Международного Союза КВН? Еще тема: что такое «МС КВН» и как в нем прописан институт президентства?
При этом РЕДАКТУРА ни за что не отвечает! Это звучит фантастично, но это так. Давно исчез соревновательный принцип сочинского Фестиваля – а с ним, соответственно, и независимая конкурсная оценка чемпионов лиг. – хотите подробнее, давайте поговорим и об этом: Выигрывается или присуждается чемпионское звание в КВН или А судьи кто? - Минимум зарплаты РЕДАКТУРЫ устанавливается АМиКом, следовательно, в качестве игр «своих» лиг она не заинтересована никак. Вообще-то, минимум – это не то слово: меньше тысячи у.е. за пару игр членам РЕДАКТУРЫ, говорят, и предлагать не принято, а отдельные просят и до 3-х за приезд. На всякий случай: это уровень гонорара за 1,5-часовой концерт некоторых чемпионов (а теперь прикиньте расходы и цены билетов в одном и в другом случае). Более того, в последние годы РЕДАКТУРА утверждает следующее: только она, РЕДАКТУРА, назначенная АМиКом и представляющая АМиК, имеет право заниматься в лигах творческим процессом. Мечта КВНщика: «творим, что хотим!», но деньги вперед. Они – боги игры, «я шесть дней леплю команды, как из глины!» это цитата, причем ее автор говорил абсолютно серьезно. Все удачные шутки «это мы им добили, мы с ними дописали, мы им ход подсказали». Все, о чем после игры с неудовольствием вспоминают зрители и члены жюри «команды-уроды, не так показали, у них ничего больше не было, что – вы нас будете учить?» И никто ничего с этим сделать не может. В Сочи случайно удалось услышать восклицание одного из руководителей лиг при виде «своего» редактора: «Как же он у меня пьет!..» Каждое слово было выстраданным, в этом горестном возгласе, казалось, было сосредоточено все, что у него накопилось за годы совместной работы с РЕДАКТУРОЙ.
Процесс возникновения официальной лиги вчерне выглядит так: будущий директор лиги ищет себе будущего редактора, предварительно договаривается с ним о зарплате, после чего будущий редактор, стимулированный обещанным гонораром, «пробивает» лигу в АМиК, а затем АМиК диктует лиге и зарплату редакторов, и их состав, и дополнительные условия и налоги, которые лига должна выполнять и платить. – о том, как зарабатываются, где теряются и какие деньги в условиях монопольно-феодальной среды, будет рассказано в статье «Продюсерская деятельность АМиК – искусство или жадность?» - Заметим, что ни о стратегии развития КВН-движения, ни о географической целесообразности, ни о существующих связях и взаимоотношениях, даже о конкуренции уже существующим лигам при этом речь не идет. Все определяется желанием будущего редактора, его уровнем мотивации и той самой личной преданности. И если этого хватает, ты вливаешься в РЕДАКТУРУ и получаешь «город в кормление» (первый или очередной). Поэтому каждый год Международный Союз КВН прирастает лигами, а для РЕДАКТУРЫ уже явно стало тесным деление на «центральные» и «межрегиональные».
Понятно, что «молодые» еще стараются (хотя для многих прагматиков само попадание в РЕДАКТУРУ и есть необходимый результат в этой области), а что делать «ядру», если «свое» удалось в очередной раз отстоять и защитить? Заниматься другими делами! Достаточно случаев, когда «на лиге» остается один РЕДАКТОР, второй – где-то очень занят. Но гонорар они, будьте уверены, получат полностью – а как же, объем-то работы! Типичная рабочая неделя РЕДАКТОРА (не говорим о «телевизионных» лигах): сначала заезжает одна из «хитрых» команд (на пару дней – а бывает, и на пару недель – раньше), с ней работают индивидуально. Разумеется, не за деньги и только в интересах лучшей подготовки к игре. Два-три дня смотрим команды, где-нибудь с 10 до 15. Еще день-два (и то не везде) – прогоны на большой сцене, тут чуть дольше, до 17. Ну, и две игры – с обеда и до упора. Все! Даже отчеты об играх самые занятые из РЕДАКТУРЫ поручают писать молодым-начинающим, только подписываясь под ними! Ах, да – гонорар (см. выше). Воинское подразделение, не занятое войной, это стройбат. А тут взвод элитных, амбициозных, талантливых, спецназ, одним словом, а противника нет, и приказа нет. Остается только травить байки, здесь они настоящие мастера: отдельной книгой можно выпускать байки «о дедушке» и особенно «о барыне» в исполнении РЕДАКТУРЫ. Психологически понятно: та самая «личная преданность» работает лишь какое-то время, а дальше РЕДАКТУРА воспроизводит саму себя, защищает своих, выбрасывает и наказывает критиков, поддерживает одну систему законов внутри и другую – для тех, за счет кого, в конечном итоге, и существует.
Квазимафиозная структура РЕДАКТУРЫ, подтверждения чему, кстати, можно найти и на уровне отдельных личностей, страшна – главное! тем, что «затачивает» КВН-движение «под себя», не давая ему обновляться и соответствовать времени. Последнее новое слово в КВН, кажется, было сказано в 2004 (даже в 2003) году сб. Пятигорска, пусть не обижаются ни «Нарты», ни «Мегаполис», ни «РУДН», ни тем более «Обычные люди». Мафия, проросшая в экономику, доводит ее до краха и перекидывается на партнеров – кому это неизвестно, поверьте на слово. Бороться с мафией (даже квази-) можно только с помощью общества, на котором она паразитирует – а для этого к обществу нужно, как минимум, обратиться. Давайте подождем, что принесет нам в этом смысле очередной сочинский Фестиваль.
Майорка