На сегодняшний день игра КВН бесспорно является одной из самых популярных. С каждым годом количество команд, штурмующих всевозможные лиги КВН, увеличивается в геометрической прогрессии. О том с чего все начиналось, я решила узнать у единственного ныне живущего отца-основателя КВН Сергея Александровича Муратова.
ДОСЬЕ Член Академии Российского телевидения, доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, сценарист, драматург, телекритик, педагог, исследователь теории телевидения и документального кино. С. А. Муратов активный участник международных конгрессов по телевидению и документальному кино в США, Великобритании и Германии, один из руководителей международного семинара кинодокументалистов в г. Риге. В настоящее время живет и работает в Москве. Сергей Александрович, расскажите, каким был тот КВН, каким Вы его создавали? Ведущие пообещали приз тому, кто первым среди лета придет в зрительный зал в валенках, тулупе и ушанке. Никто не мог предположить, во-первых, такой популярности передачи, а во-вторых такого желания москвичей принять в ней участие. Через полчаса много сотенная толпа людей, сопревших в шубах теплым майским вечером, смела кордоны перед входом в зал. Эфир пришлось прервать. «ВВВ» закончился грандиозным скандалом с увольнениями, оргвыводами и специальным, закрытым, постановлением ЦК КПСС. Из архивов ЦК КПСС: "Работники телестудии стали на путь подражания худшим приемам и нравам буржуазного телевидения… Подобный случай мог произойти только в условиях политической беспечности руководства телевидением. Партийно-политическая работа поставлена слабо, до сих пор среди работников студии не обсуждена статья Н. С. Хрущева «За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа…» В 1961 году редактор молодежной редакции Лена Гальперина обратилась ко мне с просьбой: «Сергей, на телевидении очень скучно. Нельзя ли сделать что-то вроде того, что вы с ребятами делали четыре года назад?» Я говорю: «Лена, ты забыла, чем кончаются такие передачи?» А она мне: «Не забыла. Но всю ответственность беру на себя». Тогда я собираю тех же авторов, и в течение месяца мы придумываем совершенно новую, никаких аналогов в мире не имеющую программу. В ночь, перед тем как отдать сценарий, спохватываемся: «А ведь нужно же название!» Тогда самый популярный отечественный телевизор назывался «КВН-49» по первым буквам фамилий трех его изобретателей инженеров, создавших эту марку в 1949 году. Ну, мы и решили назвать игру по-телевизионному КВН, но расшифровать аббревиатуру иначе. То есть с самого начала игра была встроена в телевидение, а телевидение в КВН. Мы считали, что КВН лишь стартовая площадка, «ракета-носитель», которая должна была вывести подобного рода творчество, по меньшей мере, на три орбиты. Одна театр веселых и находчивых: испытание артистичности, своеобразный поединок, построенный на домашних заданиях. Вторая орбита конкурс эрудитов, вплоть до интеллектуальной дуэли лишь двух соперников. И, наконец, третья театр публицистический, где поводом для разговора служит соревнование команд, а действующими лицами станут члены жюри первоклассные публицисты, писатели. Сегодня на телевидении, не в КВНе, а в нескольких других программах, отчасти реализовано лишь второе направление соревнование эрудитов. В течение первых трех лет мы писали все сценарии, и к тому же довольно долго один из нас, Алик Аксельрод, вел в живом эфире КВН вместе со Светланой Жильцовой. Он был великолепный импровизатор, остроумный, талантливый человек. Помню, по ходу одного из соревнований у Аксельрода неожиданно спросили, что общего между его профессией реаниматолога и увлечением КВНом. На что он, не задумываясь, бросил: «Оживление в зале». Вот эта атмосфера импровизационности впоследствии мало-помалу ушла из игры. КВН губила появившаяся в нем постановочность. Все придумывалось заранее, а выдавалось за экспромт. Сочтя предложение унизительным, если не омерзительным, Аксельрод ушел из КВН. А мы, разумеется, по законам дружбы и понятий того времени, не могли после этого оставаться. Ушли все трое. Владимир Ворошилов, режиссер и автор знаменитой телеигры «Что? Где? Когда?», вспоминал, как закрывал его предыдущую программу «Аукцион» тогдашний председатель Гостелерадио Сергей Георгиевич Лапин. Для начала он вызвал режиссера в свой кабинет. «Как вы думаете, для чего вы делаете эту телепрограмму?» «Как для чего? Люди начинают думать. Начинают в кадре мыслить. Я ставлю проблему они начинают ее решать». «Вот-вот. Вы государственный преступник. Вы же контрреволюционер. Сейчас вы их учите мыслить и думать по поводу какого-нибудь маленького вопросика. Но они выйдут на улицу, жизнь подбросит им другие вопросы, а они по привычке начнут думать!». Я говорю: «А что же делать?». «Спортом надо заниматься на телевидении». Вы помните, тогда почти все время в эфире был спорт? «Бегать надо, прыгать, вот эти самые таскать как они называются?.. А не думать». Я уже стал догадываться, к чему дело идет. Он говорит: «Это первая причина. Вторая. Вот вы мне скажите: кто у вас лучше всего думает?». «Как? Есть дураки, есть умные люди
». «Да нет! Это не то. Ну кто лучше всего думает у вас? Назовем их знаете как? Чтобы вам не было обидно „одесситами“. У вас „одесситы“ лучше всех думают. Вы показываете всему народу, что у нас в стране самые умные это „одесситы“! Вы дважды государственный преступник и дважды контрреволюционер. А самое главное не в этом. Третья причина, почему я закрыл ваш „Аукцион“
». А я этого еще не знал, я совершенно оторопел. «Как закрыл?!». «Да! говорит. А третья причина о ней у Ленина прочтем, у Владимира Ильича». Раскрыл томик красненький и цитирует. Но перед этим спросил: «У вас популярная передача?». Я схватился как за соломинку: «Да, ее смотрят миллионы! Очень популярная!». Он говорит: «Вот-вот-вот». И читает Ленина: «Там, где миллионы, там большая политика»
Вы думаете, у вас не политическая передача? У вас огромная политическая программа, раз ее смотрят миллионы. Вас надо трижды обозвать государственным преступником! Но не расстраивайтесь. Чтобы вам не было так одиноко, мы сейчас закроем и КВН". Когда возобновили КВН, пригласили «отцов-создателей» игры: сперва в жюри, потом в качестве почетных гостей. Мне не нравилась тенденция нового КВН, но Аксельрод, человек ответственный, сказал, что если они откажутся там бывать, все вообще пойдет куда-нибудь «не туда». (Так оно впоследствии и вышло). Мы, трое «стариков», пытались придумать что-то забавное, тот же пиджак, но Маслякова наша инициатива раздражала. Потом двое моих друзей ушли из жизни. После их смерти мне позвонили один раз пригласили на программу гостем, в зале посидеть. Но я отказался. Сидеть и молчать про уход двоих авторов, как будто ничего не произошло, было невозможно. Больше мне не звонили. На 45-летие КВН тоже не позвонили. Все отношения с КВН закончились. Мы писали абсолютно все сценарии до нашего общего ухода с программы. Только ПОСЛЕ нашего ухода по нашему формату сценарии писали другие, и в патенте нам отказали просто потому, что тогда это было не принято – патентовать идеи и названия телепрограмм. Видимо, молодежь полагает, что КВН был всегда, как жмурки или салочки. Организаторы АМиКа зарегистрировали свое название, завели сайт в Интернете, считая, видимо, это название более продвинутым. Но потом узнали, что команда из Краснодара открыла сайт под названием КВН. Ребята из Краснодара несколько лет назад ко мне приезжали за информацией и рассказали, что, спохватившись, АМиК пытался них перекупить название, но они отказались. Спасибо. Источник: sem40.ru
МУРАТОВ Сергей Александрович. Родился 1 мая 1931 года в г. Харькове. В 1955 году окончил Московский государственный институт международных отношений. Взяв свободный диплом, выбрал работу на телевидении. В 1956 году основал на Шаболовке первую в стране молодежную редакцию «Фестивальная». В 60-е годы его ежемесячные обзоры в газете «Советская культура» стали первым опытом создания периодической телекритики в стране. Известен как ученый, которому принадлежат многие исследования по теории и практике телепублицистики и телекино. В 1961 году в соавторстве с А. Аксельродом и М. Яковлевым придумал игру КВН. Автор многих сценариев документальных телефильмов, спектаклей и оригинальных программ, пятнадцати книг и ряда учебных пособий.
КВН возник просто потому, что не мог не возникнуть. Придумали мы его вместе: врач Альберт Аксельрод душа КВНа, инженер Михаил Яковлев так сказать, наш министр добросердечия, и ваш покорный слуга конструктор игры. Но соавтором была эпоха результат первой «оттепели». Дело в том, что все мы трое в 1957 году за четыре года до создания КВНа уже делали первую в стране игровую передачу с участием живых зрителей «ВВВ» («Вечер веселых вопросов»), сразу ставшую безумно популярной. В те годы юмор во всех проявлениях ощущался как вызов власти. Раз в месяц из Дворца Культуры МГУ на Моховой выходила в прямом эфире (другого тогда просто не было) симпатичная молодежная передача. Это была именно викторина между студенческими командами московских ВУЗов и ничего больше! Разве что вопросы и задания подразумевали некую толику юмора.
Как проходили первые игры КВН? Какие конкурсы играли?
Сначала в КВНе вообще ничего подготовленного не было: участники не знали, что будет происходить. Правила игры вырабатывались от раза к разу. На первой передаче прошел конкурс капитанов и закрепился в дальнейшем. Где-то на четвертый раз родилась разминка. На седьмой домашнее задание. Окончательная структура, дошедшая до нашего времени, сложилась за полгода.
Почему в 1964 году, можно сказать, на пике популярности КВН вы ушли из программы?
Сегодня существует версия, что Аксельрод ушел из КВН писать диссертацию. Это неправда. Просто руководство ТВ решило нехорошо, что самую популярную программу ведет еврей, надо подобрать русского ведущего. Редакция долго сопротивлялась, потом устала. Им тоже было непросто с такими творческими авторами, которым хотелось все время что-то изобретать. А формат уже сложился, был успешен и можно было бы жить поспокойнее, если бы авторы не теребили редакцию своими идеями. И Алика «сдали». Ему было сделано предложение не дразнить никого своей еврейской физиономией и фамилией, а скромно остаться в титрах вместе со мной и Яковлевым автором сценария.
Сергей Александрович, в 1971 году программу закрыли. В чем на Ваш взгляд, истинная причина закрытия КВН?
Причина закрытия КВН личная ненависть тогдашнего председателя Гостелерадио С. Лапина (Брежнев передачу как раз любил).
25 мая 1986 года в эфир вышла первая игра возрожденного КВН. Кто был инициатором возрождения игры?
Инициатором возрождения КВН был бывший капитан А. Меньшиков. В 60-е он был капитаном очень сильной команды КВН МИСИ, в которой, в частности, играли будущий депутат Госдумы Владимир Семаго, будущий телеведущий Леонид Якубович и будущий народный артист России Геннадий Хазанов. Когда КВН закрыли, Меньшиков какое-то время еще преподавал в родном МИСИ, а потом попал на Центральное телевидение и стал заведующим отделом массовых передач и конкурсов молодежной редакции.
В 1991 году Александр Масляков создал независимую компанию ТТО «АМиК», фактически приватизировав КВН и как формат, и как бизнес-проект. Скажите, эти действия были согласованы с Вами, как с одним из создателей программы?
Создание АМИКа личное желание Маслякова, с нами, создателями КВНа, не согласованное.
Знали ли Вы, что Масляков зарегистрировал на себя все права на ТЗ «КВН»? Почему не заявили о своем авторстве на КВН?
Присланное вами свидетельство на права меня несколько изумило, но я в эти интриги вмешиваться не собираюсь.
Сейчас Вы следите за играми КВН? В чем главное отличие современного КВН от придуманного Вами?
За сегодняшними играми КВН не слежу, они мне представляются очень скучными, поскольку не соблюдаются три традиции, исповедуемые создателями:
1. Непредсказуемость 2. Принцип импровизации 3. Отсутствие всякой пошлости (наглядная предсказуемость тоже своего рода пошлость). Я уже не говорю об отсутствии остротЫ (не острот).
Общаетесь ли Вы с А. В. Масляковым?
Специально нет, хотя, когда случайно встречаемся, например, на ТЭФИ, вежливо здороваемся.
Из первого поколения КВНщиков вышли многие известные ведущие, представители шоу-бизнеса. На Ваш взгляд: Что же такое КВН?
Об этом наиболее близко высказался когда-то Леонид Лиходеев, заметив, что КВН игра, для которой и придумано телевидение.
И последний вопрос: в данный момент между АМиКом и Белорусским КВН идут судебные разбирательства о правах на три буквы КВН. Как Вы относитесь к происходящему?
Идея запретить игру в КВН в Белоруссии представляется нелепой. В КВН играют в Америке, Израиле, Австралии и много где еще. Преимущество этой игры, что она открыта для всех. Эта ее особенность тоже интерпретирована наизнанку. Недавно нам рассказали, что молодой ведущий Пушной говорил, что молодец, Масляков народ играл в КВН на всяких предприятиях, а он догадался сделать игру телевизионной.
Майорка