Регистрация | Войти || [pda.kvnru.ru]
19.05.09 10:50

Когда в обсуждении звучат реплики «КВН изменился», «КВН уже не тот», это ни у кого уже не вызывает удивления. Но самое интересное, что этим мнениям почти столько же лет, сколько самому КВНу.
Предлагаем вашему вниманию статью одного из «отцов КВН» Альберта Аксельрода, датированную аж 1969 годом! Прекрасная возможность почувствовать дух КВНа 60-х, лучше узнать и проследить историю, тенденции.
Читатели, склонные к аналитическому мышлению обязательно проведут кучу параллелей.

«Ну, вот» — скажет искушенный читатель -"А перо ВЗЯТОЕ ветераном: теперь пойдет доказывать, почему раньше-то, в его время КВН был хороший, а вот теперь — совсем наоборот!.."
Хочу уведомить тебя, искушенный читатель: я по-прежнему люблю эту передачу, считаю её едва ли не самой интересной на сегодняшнем телеэкране. Более того, мне кажется, что за последние годы КВН стал гораздо более ярким, театральным, что уровень юмора в нём от наших времен резко возрос, а концентрация отличных шуток на единицу времени передачи КВН-69 несравнимо выше чем например в КВН-62. Мне как ветерану, пережившему на своём веку восхождение и падение многих популярных телепередач, хотелось бы предостеречь уж слишком ярых критиков от резких и право не всегда справедливых нападок на клуб. Хорошо бы помнить, что тот, прошлый КВН был новой передачей, неожиданной, свежей, а сегодняшнему — уже почти 10 лет и он появляется на экране каждый месяц — ведь ни одна серийная передача не выдержала такой проверки, и при этом, старик — КВН еще умудряется все эти годы, быть по данным, из 2–3-х самых популярных телепередач.

И всё-таки я взялся за перо, поскольку считают, что зигзаг удачи КВН существует. Дело здесь не в том, лучше или хуже стала передача — просто, на наш взгляд, клуб Веселых и находчивых за последние 4–5 лет настолько изменился, что мы можем говорить о двух разных передачах.

Несколько слов об истории (не для фактографии, а по существу дела).

1957 год мы вместе с инженером Михаилом Яковлевым и журналистами Сергеем Муратовым и Азарием Алексеевым «завариваем» первую телевикторину — «ВВВ» — Вечер Веселых Вопросов, нечто вроде КВН, но без команд: ведущие играют с залом, участников очередного конкурса вызывают с места (ну, например, таким способом: из рогатки выстреливают под потолок шарик, который спускается на зрителей на парашютике, что окажется в точке приземления — выходит на сцену). Анализ передач ВВВ дает следующие результаты:
I)При такой организации игры управлять участниками очень трудно, захлестывает стихийность.
II)Второе и более важное: оказалось, что зритель из зала, которого вовлекли в какой-то азартный поединок, в игру эту играя, боятся телекамер, начинает вести себя непринужденно (давайте запомним это слово).

1958 год В Клубе МГУ открывается эстрадная студия «Наш дом», (которой кстати недавно исполнилось 11 лет). В рамках этой студии мы начинаем поиски контактов между сценой и зрительным залом. Один из первых спектаклей начинается словами: « — к чему нам знаменитая „четвертая стена“? Ведь мы — это вы», только мы пришли на встречу с Вами чуть-чуть раньше и немного подготовились, а то что мы на сцене и поэтому выше Вас на I м 35 см, только делает более очевидными наши недостатки". И это не кокетство с залом — действительно, сегодняшний зритель может поспорить с театром, что-то доказать театру, он многое хочет, но… стесняется, он скован не только условностью театральных взаимоотношений зрителя и актера, но и простой человеческой неловкостью: «Все смотрят, а я вдруг пойду вмешиваться…» Как помочь зрителю раскрыться, освободиться, чувствовать себя непринужденно?

И тут мы, используя опыт ВВВ, начинали задавать зрителю вопросы, включать его в конкурсы, которые будто бы не имеют отношения к спектаклю (а потом-то выясняется, что имеют!), подзадоривать зрителя, делить его на спорящие команды ("левая половина зала против «правой») Вот тут-то, когда зритель отвлекся, забыл про «условности» и « глаз соседа» и возникает атмосфера непринужденности — зрители и актеры превращаются в одну общую компанию друзей в равноправных участников спектакля. Возникает радость общения, которая сама по себе — уже победа театра!

1961 год имел за плечами опыт четырехлетних экспериментов, снова приходим на телевидение. Нам повезло — мы встретились с блестящим редактором Еленой Гальпериной и отличным телережиссером Беллой Сергеевой. 8 ноября 1961г. по Второй программе вышла первая передача КВН.
Итак, какие задачи ставились тогда перед КВН? Прежде всего, показать крупным планом действительно прекрасное лицо «студента-61», показать документально, ненавязчиво, не декларативно. Не в учебе, а на отдыхе. Показать таким, какое оно есть, и при этом не «скрытой», а открытой телекамерой, про которую студент должен забыть.

И вот тут-то были подняты по тревоге все приёмы создания «атмосферы непринужденности». Мы решили, втянуть студента в интеллектуальные состязания двух команд и уже сам азарт спортивного патриотизма должен заставить его забыть про телекамеры. Ему остается только проявить свои знания, сообразительность, ловкость. Да-да, именно так: от участника КВН мы тогда не требовали (так сказать официально) проявлений юмора и остроумия, мы старались создать условия, при которых юмор рождался по ходу, конкурс как бы между делом. Мы хотели, чтобы человеку стало весело от неожиданной постановки серьезного вопроса.
Вот простейший пример: можно спросить в лоб: «Где в Москве находится Большой театр?», а можно и чуть по-другому: «На каком берегу Москва реки стоит Большой театр?».

Мы хотели, чтобы человек отвечал по существу на вопрос, поставленный с улыбкой, и если это был к тому же и «ответ с улыбкой» — такой юмор был удивительно хорош, как всякая шутка во время работы.

Мы подчеркиваем — никто не требовал остроумного ответа или шутки: если ты нашел правильный ответ — молодец, ответил да еще с юмором — вдвойне молодец, не ответил, а просто пошутил — тоже честь тебе и хвала. И шутки эти были хороши тем, что они были к месту — их нельзя было «вырвать из контекста». Так ведь часто бывает в весёлой дружной компании — юмор под настроение.

Потом вспомнишь — " и чего смешного: вот, например — ну что за шутка: человек плохо танцует, его спрашивают: «где вы учились?», а он отвечает: «Я самородок»?… Ведь ничуть не смешно? А? Но давайте перенесемся на 8 лет назад. В КВН-62 встречаются два института, нужны на конкурс по одному танцору… из одной команды вышел отлично станцевал, а из другой — всё нет и нет… Шум — напряжение… Нет, танцора — неявка — конкурс проигран. Но в последнюю секунду их рядов отчаявшейся команды выскакивает тощий рыжий парень и начинает вне всяких законов ритма выделывать жуткие коленца, движимый не столько музыкой, сколько отчаяньем. Хохот. Гром оваций. Помирающий от смеха ведущий спрашивает: «Где вы учились?» и слышит гордый ответ: «Я самородок!» Обвал аплодисментов всего зала.
Конкурсы в КВН-61 были разными, но мы всегда старались сделать так, чтобы во время передачи мог проявить себя и эрудит, и находчивый человек, и просто веселый ловкий балагур и недюжинный остряк, чеканящий афоризмы. Словом у человека был выбор способа самовыявления. При этом ты мог легко импровизировать еще и потому, что в зале и на сцене были «все свои», т.е. не профессионалы — и авторы, и ведущие, и жюри и даже оркестр.

Мудрая телередакция держалась в тени, за кулисами, интересно, что первый человек «от телевидения» появился на КВН-ском экране только через… 3 года — этим человеком была Светлана Жильцова (и то при этом сообщалось, что она недавно окончила институт иностранных языков) "А раз в зале «все свои» (ведь это клуб), то значит, можно чуть-чуть паникироваться с ведущим, обсудить некоторые проблемы с членами жюри, попросить оркестр играть немного потише и т.д. и т.п. и пр. и пр., т.е. чувствовать себя непринужденно.(Вспомните, пожалуйста, принцип спектаклей эстрадной студии — «Наш дом» — «Долой четвертую стену!» (Мы — его вы). Раз в Клубе «все свои», раз КВН — игра друзей, то и проигрывать, хоть и неприятно, но не так уж страшно. Отсюда в лучших передачах прошлого КВН ребята участвовали ни ради результата, хотя и защищали честь своего института, а ради Процесса (с большой буквы). И это, было на наш взгляд, очень ценным.

Столь дружеская атмосфера в зале как бы выплескивалась через край телеэкрана и втягивала в орбиту, игры телезрителей. У них создавалось ощущение, что и они могли бы принять участие в этой интеллектуальной игре на равных с командами. А это было, на наш взгляд, еще более ценней: телезритель смотрел на экран как в зеркало.

Итак, давайте резюмируем: КВН был выпущен в свет молодежной редакцией ТВ для того, чтобы в непринужденной атмосфере интеллектуальной игры показать лицо нашего молодого современника яркого, эрудированного, веселого и находимого. То, что передача имела еще и развлекательное значение, было для ее создателей не главным, а второстепенным, как бы приятной и радостной надстройкой над базисом.

А что же теперь? Как изменился Клуб Веселых и Находчивых на пути от КВН-61 до КВН-69?

Мне кажется, что произошла подмена основной задачи: теперь клуб это прежде всего ежемесячная развлекательная передача, а это существенно изменило характер КВН. Если раньше юмор возникал между прочим, по ходу дела, то теперь участник встречи просто обречён быть остроумным, ибо практически никаких других требований КВН теперь к нему не предъявляет.

Сегодняшний КВН-овец не может проявить себя веселым, находчивым, эрудированным, ловким — нет, только остроумным.
И если зритель раньше подсаживался к экрану, чтобы познакомиться о отличными ребятами, то теперь он ждет потока остроумия, он невольно предъявляет к участникам конкурса особые требования, как к «специалистам в области остроумия», т.е. к профессионалам.

С одной стороны это хорошо, т.к. повторяю — уровень юмора в КВН резко возрос, остроты бывают подчас просто блистательными, причем их много, но с другой стороны — нет условий для непринужденного веселья, нет другого способа самовыражения, кроме возможности состроить. И тебя судят только по твоим остротам. И ты уже не человек — ты остротодатель.

Юлий Гусман? Это тот, который сорвал вдруг свои усы?! Как же, как же… вот видите, про остроту с усами все помнят, а то что Юлий Гусман — врач психиатр, владеющий четырьмя языками — никто понятия не имеет.

Я, например, уверен, что капитаном должен быть не самый остроумный, а самый яркий человек. И когда в команде в домашней обстановке сходятся капитаны — просто так поболтать о жизни — вот тут то и происходит переоценка многих ценностей.

Да, мало однобоко раскрываются люди в сегодняшнем КВН. Вспомним, какими мы видим их лица на экране — всегда ищущие. Что же они ищут? Они всегда ищут только одно — остроту. Только её. Какая уж тут непринужденность, когда за 1 минуту нужно придумать 5 острот, уложить их в 6 строчек, а если ты не уложишь их, то они уложат тебя: ведь за тобой город, область, край, республика… А с этим не шутят.

Включение в игру больших географических районов тоже дало развлекательности — спортивным азартом болельщиков нельзя пренебрегать. Вот вам еще одно новое качество КВН: глобальность интеллектуального конфликта. Ты шутишь от имени 4 млн. человек в присутствии 90 млн. человек, перед лицом строгого и далекого от тебя жюри, критерии оценок которого тебе неясны. При этом, каждой клеткой своего тела ты чувствуешь, что надо спешить т.к. по сегодняшней разнарядке импровизационная передача уложена в Прокрустово ложе сетки — ни минутой больше.

А между прочим, раньше КВН был по программе самым последним и никакой гонки не было.

Импровизировать в таких невероятно трудных условиях не взялся бы наверняка ни один профессиональный литератор и поэтому сегодняшний КВН-овец, как хороший шахматист вынужден иметь целый ряд заготовок («если он так, я так…») и при этом обладать отличной памятью.

Условия (см, выше) навязывают члену клуба Веселых и находчивых мысль "Меньше импровизации, больше театрализации — она естественно вытекает из сегодняшних правил игры в КВН.

Я очень рад, что передача стала более театральной, мне нравятся многие миниревю, которыми обстреливают друг друга команды (вспомним хотя бы великолепные приветствия МИСИ), но увы! — к сожалению, эта театрализация возводит заново ту стену, которая отделяет сцену от зала и которую мы так активно начали ломать почти 10 лет назад. Чем больше КВН становится театром, тем меньше в нем признаков Клуба.

А может быть в этом его перспектива — ТВН — соревнование двух театров?
Итак, что же приобрел КВН за последние годы?
Блеск остроумия, яркую театральность и острую спортивность. Отличная развлекательная передача.
А что потерял КВН?
Скорее же потерял не КВН, а зрители: они потеряли на экране живого и веселого, знающего, умного, находчивого, современного парня, утратили атмосферу непринужденного веселья в клубе, где все друзья.

Очень жаль, что тысячи клубов КВН в школах, на заводах, в институтах и даже в детсадах слепо копируют телевизионную передачу, вместе с ее недостатками. А ведь именно им скорее нужно не развлекательное зрелище, а Клуб в самом лучшем смысле этого слова.

Ну, вот — скажет искушенный читатель. Анализировать все умеют, а что же всё-таки делать с этим джином, неосторожно выпущенным из бутылки?
Я думаю, что попытки запихнуть джина обратно в бутылку бесперспективны: джин силён и красив. Как КВН-кого взрослого человека, его вряд ли удается перевоспитать. Но джин тоже человек и у него могут быть дети. Пусть у него родится новая передача, похожая на отца в молодости.

Альберт Аксельрод, 1969 г.

Поделитесь постом с друзьями:

Рейтинг за неделю:

    Объявления


    Самое-самое:

    Самые обсуждаемые:




     Май 
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
           

    Основные темы:

    Избранное: показать


    © КВН для ВСЕХ. 2001 - 2020.

    Мнение редакции может не совпадать с публикуемыми материалами.
    Более того, могут не совпадать мнения внутри самой редакции.
    Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам и редакции сайта "КВН для ВСЕХ".
    Перепечатка возможна только с разрешения редакции. При цитировании ссылка обязательна.
    Rambler's Top100   Rambler's Top100