Что говорят простому человеку три магические буквы КВН? Подавляющему большинству приходят на ум юмор и шутки одноименной передачи, оживляющие нашу суровую жизнь. Лица в той или иной степени заинтересованные болельщики и фанаты команд сразу начинают спорить о достоинствах и недостатках команд. Эти разборки сродни противостоянию спортивных болельщиков к примеру, фанатов ФК «Спартак» и «ЦСКА», сродни решению основного вопроса философии о первичности бытия и сознания. Тут не нужна истина, главное вера и эмоции, бьющие через край.
Однако сейчас мне не хочется спорить о качестве юмора и его оценке, хотя эта тема интересна, и мы обязательно вернемся к ней в будущем. Интересно взглянуть на явление КВН в несколько ином ракурсе, что представляется мне интересным для широких масс любителей КВН.
Поговорим об экономических основах существования КВН. Те метаморфозы, которые происходили с нашей страной (перестройка, ускорение и реформы, наконец), которые служили и продолжают служить неиссякаемым источником шуток КВНщиков, не могли не затронуть сам КВН. В этом смысле десятилетняя история «нового» КВН заслуживает отдельного изучения и ждет своих диссертаций, поскольку в ней отразились все те социальные изменения, которые произошли в нашей стране. Повторяюсь, эта история еще ждет своих исследователей, но главный вывод очевиден на смену КВН первых лет перестройки бурному, наивному и открытому, порезанному идеологической цензурой пришел рыночный КВН со всеми своими достоинствами и недостатками. Смысл понятия «рыночный КВН» мы и попытаемся раскрыть в нашей статье.
Продукт. Итак, основа любого рынка это конкурентоспособный товар. Несомненно, что качественный юмор товар экстракласса, за него готовы платить и болельщики в зале, и телеканалы (что подразумевает высокий зрительский интерес и рейтинг юмористических передач), и спонсоры, юмор как товар, не уступает в цене любому другому зрелищному товару спорту, кино, музыке. Поэтому формирование рынка юмора стало неизбежным (объективным) обстоятельством нашего времени. Рассмотрим субъектов этого рынка, так или иначе связанных собственно с КВН.
Фирма. Реалии таковы, что на данном рынке имеется единственный монополист, которому присущи все черты современной фирмы компания АМИК. К сожалению, данные о ее деятельности являются закрытыми для широкой публики (буду признателен, если кто-нибудь поделится подобной информацией), однако по косвенным фактам можно сделать множество выводов о деятельности фирмы:
1. Скорее всего, АМИК обладает правами собственности на технологию идею игры КВН, наверно, честно выкупленными (опять буду благодарен за любую информацию по данной теме) у подлинных авторов идеи (Аксельрод и К). Таким образом, никто другой не может делать подобную игру на телевидении и АМИК обеспечивает свое монопольное присутствие на телевизионном рынке юмора в секторе КВН;
2. АМИК имеет все черты семейного бизнеса, что, впрочем, и не скрывается. Название фирмы, где вместо идеи КВН, сделан упор на персону, говорит само за себя. Имеется вечный («…Масляков бессменный ведущий со средних веков») президент компании, полномочия которого ничем не ограничены. Беспрецедентная «приучающая, создающая образ» реклама Маслякова-младшего в передачах КВН не оставляет сомнения, кому перейдет пост президента клуба КВН. Надо только АМИК переименовать в МИК, дабы не ограничивать будущих президентов в имени наследника :-);
3. АМИК имеет профессиональный штат сотрудников, пополняемый из числа лучших КВНщиков;
4. АМИК развертывает деятельность на рынке юмора с профессиональным размахом и в лучших традициях современного менеджмента и маркетинга:
- формирование высшей лиги КВН, продажа регулярных игр телевидению;
- формирование региональных представительств заключение договоров с региональными лигами команд КВН о взаимовыгодном сотрудничестве;
- продвижение других КВН-проектов: КВН-ассорти, музыкальные фестивали, фестивали команд, кубковые и международные игры и т.д.;
- КВН-сопутствующие товары: выпуск газеты, видеокассет, книг и т.п.
Единственным, но весьма существенным, проколом стала медлительность АМИК в Интернете. Она привела к потере фирмой доменного имени kvn.ru, оказавшегося в других независимых руках :-). К тому же домен amik.ru, проиндексированный на Яндексе, оказывается, сейчас вообще не зарегистрирован (такое ощущение, что за него не внесли очередной взнос, а годовая регистрация закончилась)!
Тем не менее, косвенные признаки говорят о том, что сверху сформировалась типичная коммерческая фирма со всеми атрибутами и жизненными реалиями. Теперь посмотрим на нижний уровень пирамиды.
Работники. К таковым можно причислить все команды КВН, участвующие в играх. Совершенно очевидно, что без серьезной профессиональной работы авторов, сценаристов, музыкантов, хореографов, танцоров, артистов и еще бог знает кого выступление современной команды КВН невозможно себе представить. Качественный номер очень трудно сделать на голом энтузиазме, нужны немалые деньги. Поэтому следующие участники рынка КВН играют на нем немаловажную роль.
Спонсоры. Фирмы и организации, вкладывающие деньги в команды КВН, хотят иметь соответствующую отдачу от них. Капитал должен работать и приносить прибыль материальную, моральную и т.д… это объективный закон. Конечно, есть энтузиасты, финансирующие команды на безвозмездной основе. Таких, правда, нужно отнести к меценатам и они, увы, составляют меньшую часть. Чем больше денег вкладывает спонсор в команду, тем в большей отдаче от них он заинтересован. Он хочет, чтобы его рекламный щит или бегущая строка показалась большее количество раз, а значит, команда должна продвинуться как можно выше. Наконец, честолюбие играет не меньшую роль что может быть приятней для генерального директора, мэра… любой VIP-персоны, когда твоя команда, твои земляки выигрывают в КВН. Допускаю, что успешное выступление родной команды может принести и политические дивиденды… Значит, нужно усилить команду, прикупить ей побольше культурных ресурсов всех тех профессионалов для повышения качества продукта, о которых речь шла выше… А это новые вложенные деньги, от которых хочется еще большей отдачи… Короче, круг замкнулся и интересы спонсоров видны достаточно отчетливо.
Богатые и бедные. Расслоение команд по данным признакам проявляется все отчетливей. Бесспорно, многие сильные в финансовом плане команды заслужили все это своим собственным талантом в течение долгих лет выступлений (например, ХАИ). Но в последние годы мы видим, как новички, показывающие, мягко говоря, средний уровень мастерства, но имеющие за плечами мощную финансовую поддержку, вдруг за один год взлетают на самый верх. Все это неизбежно наводит на мысль, что недостаток мастерства, увы, вполне может покрываться «лоббированием интересов заинтересованных сторон». Увы, для этого, имеются все условия, что мы и постараемся показать ниже.
Правила игры. Главная проблема КВН это отсутствие четких и непротиворечивых критериев оценки юмора! Обсуждение этой проблемы требует отдельного разговора, к которому я вернусь в другой раз. Отметим лишь, что «неподсудность» это существенное отличие рынка юмора, скажем, от рынка спорта. Если один теннисист выиграл 6 и проиграл 2 гейма другому теннисисту, то он выиграл сет. Какие бы аргументы в свою пользу тот не выдвигал, 6:2, оно и в Африке 6:2. Вот почему теннисист, пробившийся в основную сетку турнира большого шлема, почти не имеет шансов его выиграть. Хотя даже наличие твердых правил не гарантирует «абсолютной» чистоты спорта (взять хотя бы проблему судейства в футболе). Что же тогда говорить о судействе в КВН, где полный карт-бланш в вопросах судейства вполне позволяет сделать победителем любую команду. То есть, говоря спортивными мерками квалифайеру вполне по силам чемпионский титул! :-)
Финансовые потоки. Безусловно, этот щепетильный вопрос всегда остается в тени. Вместе с тем, он играет решающую роль пружины любых экономических механизмов, поэтому попробуем в нем разобраться. Итак, финансовые поступления АМИК складываются из:
1. денег от продаж готовых телепрограмм телевидению. Размеры сумм покрыты мраком, но исходя из расценок на другие телепрограммы можно предположить, что каждая программа КВН обходится ОРТ в несколько десятков тысяч долларов;
2. денег рекламодателей за прямую рекламу. Суммы неизвестны, но учитывая рейтинг программы, того же порядка что и в п.1;
3. денег спонсоров команд. Это те деньги «вступительные взносы» которые вносят команды за свое участие в играх высшей лиги. Опять же открытой информации нет, но по слухам, эти суммы немалые, сравнимые с предыдущими пунктами…
4. выручки от билетов;
5. денег от сопутствующей деятельности (газеты, книги, кассеты и т.д.).
Расходы же собственно АМИК это аренда помещения, организация генеральной репетиции, общее управление процессом и, собственно, съемка программы. При этом основные деньги АМИК платит своим же штатным сотрудникам (режиссерам, операторам и т.д.), а не сторонним организациям.
Юмор: товар есть, а как же деньги? Вот этот момент меня в наибольшей степени поражает в современной организации КВН. Итак, команда в поту и муках, напрягая все свои интеллектуальные, музыкальные и др. таланты, потратив немалые средства спонсоров, выдает на гора высококачественный коммерческий продукт юмор и отдает его в СОБСТВЕННОСТЬ АМИК практически БЕЗВОЗМЕЗДНО!!! Мало того, она еще и приплачивает (деньгами спонсора) за то, чтобы отдать этот продукт!!! А то, что продукт становится безраздельной собственностью АМИК это очевидно, поскольку АМИК:
1. Ввела категорический запрет на видеосъемки не только во время самой игры, но даже во время генеральной репетиции для нужд самой команды-участницы. Когда представителю ФК «Спартак» было запрещено снимать на видео игру «Спартака» в выездном матче Лиги Чемпионов в Голландии, то был грандиозный скандал. А тут это считается в порядке вещей. Тот, кто делает товар, не имеет даже права пользоваться им сам!
2. Без стыда и совести делает монтаж выступлений и режет по живому выступления команд. Чуть позже мы вернемся к вопросу о том, для чего это делается. Представьте чувства команд, которых режут… Это как если бы на законченной картине художника кто-то другой начал бы стирать какие-либо детали, исходя из своих вкусов… Спасибо хоть на том, что подрисовать невозможно…
Что же получает в итоге производитель товара-юмора? Только возможность раскрутки, что, может быть, позволит в дальнейшем команде, а чаще всего, отдельным, наиболее колоритным членам команды, заработать на этом какие-то деньги. Да и то, чаще всего, по своей личной инициативе или по инициативе болельщиков, приглашающих их на выступления.
С грустью приходится констатировать, что товар забирается практически БЕСПЛАТНО! Как это называется, если вспомнить старика Маркса? Правильно, СВЕРХЭКСПЛУАТАЦИЯ наемного труда (команд КВН). Тем самым, продавая этот товар, АМИК не может не иметь СВЕРХПРИБЫЛИ, ибо она-то торгует им по реальным ценам! Это не наезд, это обычная констатация фактов, следствие объективных законов экономической деятельности. АМИК имеет деньги и с покупателей товара (ТВ) и с его производителей (команд)!!! Несоответствие доходов и расходов просто режет глаза…
В чем причина подобного парадокса спросите вы? Она очевидна и лежит в сущности любого индивида. Это молодость, задор и юность, бурление в крови, желание самореализоваться и выразить свои чувства, эмоциональное общение… Да что тут объяснять, вы же были молодыми, стало быть, помните свои самые прекрасные годы жизни. Именно на этом базисе вечном двигателе жизни и основано движение КВН. Именно тяга к самоутверждению порождает сотни и сотни команд КВН, которые служат сырьевой основой, неисчерпаемым источником идей для профессиональных КВНщиков. Самое обидное, что это пламя абсолютного свободного и независимого юмора неизбежно встречается со льдом объективных рыночных законов…
Под чутким и ответственным руководством… Вот тут-то мы подошли к самому главному моменту… Коль мы выяснили, что на рынке юмора сформировались и четко прослеживаются участники и связи между ними, то глупо или наивно было бы думать, что весь этот процесс пущен на самотек. Объективные экономические законы этого не позволяют, дамы и господа! Фирма всегда будет стремиться к максимизации прибыли, а для этого нужна управляемость процессом принятия решений… Поскольку основные деньги АМИК приносят спонсоры команд и телевизионные программы, то становится понятным, почему именно богатые команды находятся на самом верху. Вы хотите факты? Денежных расписок у меня нет, но косвенные факты говорят о многом.
Поразительная закрытость АМИК в принятии решений: формировании высшей лиги КВН, финансовой деятельности фирмы;- в проведении генеральных репетиций, куда стремятся максимально доступ. Понятно, что руководство, просмотрев генеральную репетицию, уже может полностью иметь свою оценку команд и может «планировать дальнейшую работу» запрет на видеосъемки, о котором я говорил. Это развязывает руки при монтаже программы. Оценивая впечатления игроков команды НГУ, можно сказать, что АМИК изобрела новый вид цензуры. Суть этого «ноу-хау» в том, что монтаж выступления команды подгоняется под оценки жюри! Мало того, что режутся самые смешные шутки, так еще и при выступлении соперника монтируются кадры «жуткого веселья в зале» для поддержки (по типу смеха за кадром в буржуйских фильмах, подсказывающего зрителю, где смеяться).
Спетая, команда членов жюри, костяк которой не меняется долгое время, а вкусы и независимость в оценках у меня лично вызывают большие сомнения… Помнится, раньше бакинский капитан Гусман не судил игры с участием армян (ЕрМИ)… Теперь судит спокойно, этические проблемы, видимо, уже не беспокоят.
Стоит сказать, что иногда ход игры, несмотря на всяческое планирование, идет не так, как предполагалось (читайте ссылку выше). И тогда подковерные интриги вырываются наружу, и их могут наблюдать зрители в зале. Но, увы, не телезрители! За кадром остается и обсуждение между членами жюри до выступления команды (!), и 5-минутное освистание оценок, и опустевший зал после объявления нужных оценок. Запомнилась лишь тронная речь Гусмана о выступлении «Детей», как о «вершине творчества в КВН», из которого остались в памяти только шутки "трава приблизительно по пояс, и «на телевидении все либо голубые, либо евреи», вызвавшие «смертельный смех» у жюри. Никто из зрителей не знает о последующем приходе Маслякова и Гусмана в гримерку команды НГУ с жалкими словами напутствия, звучавшими как оправдание… Именно эта игра привела к отказу КВН НГУ в дальнейших играх КВН… Понятно, что отсекание пусть ярких, но не таких «дойных» команд неизбежно ведет к снижению общего уровня передачи. Что мы и наблюдаем в течении последних двух лет: достаточно серые и безликие полуфиналы и финалы. Казалось бы, это неминуемо ударит по рейтингу программы (и ударяет, ибо многие мои друзья отказались смотреть КВН после того, как два раза подряд «убивали» НГУ), а, следовательно, не на руку АМИК, ибо снизит доходы от продажи КВН на телевиденье…
Однако здесь есть два факта, которые необходимо учесть.
1. Тот юмор низкого пошиба на гране пошлости, которого стало много в последнее время, возможно, вполне устраивает широкие массы зрителя, уровень запросов которого тоже весьма упал за последнее время (в немалой степени стараниями того же телевидения). Согласитесь, что то, что, братки и менты со своим специфическим юмором играют первые скрипки в КВН, как нельзя лучше отражает наши жизненные реалии. Интеллектуальный юмор в загоне.
2. Доход от спонсоров выше дохода от продажи программы ТВ, поэтому первое для АМИК важнее. К тому же, кто сказал, что программа продается на ТВ на основе ее рейтинга? Ведь тамошнее руководство вот оно, лучший друг и сидит рядышком, в жюри! Так что о ближайшей судьбе можно не сильно беспокоиться.
Итак, что же может изменить сложившуюся довольно уродливую картину?
На мой взгляд, необходимо:
- 1. Решить проблему судейства в первую очередь! Правда, как найти неангажированных людей? Возможно, нужно организовать рейтинговое персональное голосование за членов жюри со стороны зрителей. Это можно сделать с помощью того же Интернет, честно и открыто… Хотя совершенно очевидно, что АМИК этого делать не захочет. Возможно, в ближайшем будущем возможности интерактивного телевидения позволят голосовать всем телезрителям, что будет гораздо объективнее. Ведь уже сейчас существуют интерактивные ТВ-программы, что мешает сделать интерактивным судейство?
- 2. ТОЛЬКО ПРЯМОЙ ЭФИР! Это уже вытекает из интерактивного судейства! Я готов терпеть накладки и затянутость сюжета, видеть провалы и недостатки живой игры, но зато я буду иметь свое реальное впечатление об игре той или иной команды. Я не хочу, чтобы меня держали за идиота при помощи монтажа.
- 3. Создавать профессиональную КВН-лигу по типу НХЛ, НБА и пр. с уставом, четкими правилами (регламентом соревнований), оформления команд, как юридических лиц, строящих отношения с КВНщиками на контрактной основе с оплатой их труда, оговоренными правами и обязанностями, сроками, переходами из одной команды в другую. Здесь важно оговорить право собственности команд на свой продукт, право участия команд в общей прибыли лиги, как это сделано во всех цивилизованных организациях. А то получается, что, к примеру, КВН НГУ порвала все отношения с АМИК, но видеокассеты с ее играми вышли одними из первых и приносят доход АМИК (еще бы, качественный юмор залог успеха).
- 4. Организация управления лигой должна быть открытой, прозрачной и демократичной, а не иметь форму келейного семейного бизнеса. При всем уважении к Маслякову, при том, что он многое сделал для КВН, я против «культа личности», тем более не он автор оригинальной идеи! И уж тем более против наследственной преемственности в КВН было воспитано много достойных людей, которые могут руководить лигой на выборной основе. Переход к указанным цивилизованным профессиональным формам работы это гораздо честнее, чем нынешние пустые декларации абстрактной свободы, равенства и братства… Возможно, это будет другой КВН, плох он будет или хорош, не знаю, но всегда надеюсь на лучшее. До встречи, с Вами был
Юрий Везунчиков
В качестве послесловия:
Вы скажете, зачем же ты смотришь эту передачу? И я Вам отвечу, друзья мои! Мой интерес к КВН это искренний юмор, новые идеи и находки тех команд, которые пока еще «горят» альтруистическим энтузиазмом, молодостью и задором, еще не попали в мясорубку объективных обстоятельств… На оценки я теперь почти не смотрю. И буду с нетерпением ждать выступлений команд Питера, Белорусов, Казаков… Я буду смотреть КВН, ибо дух КВН, именно дух, а не его нынешняя форма, мне по душе…