Регистрация | Войти || [pda.kvnru.ru]
21.04.14 19:46

Поскольку после публикации первой и второй части статьи развернулась бешеная дискуссия по поводу того, была или нет реально цензура в 90-е, и что понимать под цензурой 2000-х, я решил специально показать тему, по поводу которой КВН активно вышучивал систему в 80-е, но которую обходил впоследствии, хотя после перевода России на рыночные рельсы по этому показателю наблюдалось резкое ухудшение. Это специально к вопросу о том, что вообще у КВНщиков актуально и кто это определяет.

КВНщики с домом, а кто-то без дома

«В КВНе хорошие люди, вот только квартирный вопрос испортил их.» © Почти Булгаков.

Собственно, одним из самых актуальных вопросов жития в любой стране в любую эпоху является жилищный вопрос. Трудно представить себе тему, которая может волновать людей больше. Все-таки честные выборы, митинги оппозиции, свобода слова и т.д. волнуют обычного человека гораздо меньше, чем вопрос «Где мне жить?».

Чтобы не быть голословным, приведу некоторую статистику с официальных сайтов — ввод жилья. Скажем пару хороших слов о ситуации в стране после лихих 90-х. Первые два срока Путина наблюдался уверенный рост строительства объемов жилья. К 2008-му он достиг пика в 64 млн. кв. м., после чего начался спад в связи с финансовым кризисом. В принципе страна достигла как раз тех объемов жилищного строительства, которые мы имели в советское время. Это что касается хорошего, однако ситуация неоднозначна, поэтому упомянем про плохое:

1. Достигли мы объемов времен застоя. Мы вовсе не достигли в 2000-е пиковых показателей строительства, которые были в РСФСР как раз в годы перестройки (при всей моей личной нелюбви к Горбачеву, я не стану отрицать того факта, что именно при его правлении в России стали строить так много, как никогда ранее) — когда начало возводиться уже по 70 млн кв. м. жилья в год. Показателей времен перестройки мы достигли лишь в прошлом году. Вот здесь со ссылкой на Россгостат даны показатели за прошлый год. Т.е. только 25 лет спустя мы смогли наконец-то достичь показателей советского времени. Это интересно сравнить с тем, как страна пережила предыдущие катаклизмы. В XX веке страна при советской власти пережила две крупных катастрофы, приведших к резкому сокращению производства и строительства жилья. Первая — это гражданская война, закончившаяся в 21-м. Уже в 1925-м году промышленность достигла по объемам уровня 1913 года, а в 1926 даже превзошла его. Вторая — это Великая Отечественная Война, когда немцы целенаправленно демонтировали и разрушали здания на оккупированной территории. Тем не менее, в ходе «восстановительного периода» первой пятилетки после Победы промышленность смогла достичь довоенных показателей производства и строительства. Это так, чисто для сравнения — то, на что у нас при социализме уходило максимум лет 5, при капитализме ушло аж 25 лет.

2. Эти приличные показатели были достигнуты к концу второго срока Путина. А все 90-е строилось очень мало. А в том же 2003-м было введено всего 36 млн. кв. м. — что по меркам той же эпохи «застоя» очень уж медленно и мало. Т.о., у нас имеется фактически более чем 10-летний недострой, который никто компенсировать даже не собирается. Чтобы скомпенсировать этот провал, нужно на какое-то время резко увеличить объем строительства, однако для этого необходимо нарастить строительные мощности. Ведь рост начала 2000-х и сегодняшний достигнут за счет запуска старых линий, доставшихся в наследство от социализма. Поэтому планы увеличить ввод жилья до 100 с лишним млн. кв. м. в год, упомянутые в статье выше — выглядят не очень внушающими доверие.

3. Строительство стало сильно неравномерным. Теперь строятся не только типовые однушки, двушки и трешки, как раньше, а строятся еще и такие хоромы, как жилье той же Васильевой. Чудес не бывает, и если один человек живет на такой огромной площади, то кто-то вынужден ютиться на гораздо меньшей площади.

4. Законы по сравнению с советскими сильно изменились. Раньше право на жилье было конституционным — т.е. не мог человек остаться вообще без жилья. После 1991 это право исчезло, теперь государство не обязуется обеспечивать людей жильем. Частный бизнес тем более ничего такого не обязан. Мы перешли к рынку, в котором бездомность является структурным элементом. Неважно даже, сколько мы возводим жилья в год, важно, что бездомные существуют теперь в обязательном порядке, и это норма вещей.

5. В законодательстве идет постоянная борьба, изменяющая законы в жилищном плане под структуру капитализма. Скажем, до 2003-го продолжала действовать норма жилищного кодекса РСФСР, запрещавшая выселять людей за неуплату коммунальных платежей. Надо отдать должное законодательной власти (кстати, попробуйте найти в ее адрес хоть одну хвалебную шутку в КВНе по этому поводу), она жестко била исполнительную власть по рукам за такие попытки, а судебная власть заворачивала в 90-е все иски исполнительной по попыткам выселить должников из их квартир, ссылаясь именно на эту норму. После 2003-го левая оппозиция утратила большинство в Госдуме, и эта норма была сразу же убрана — отныне должников выселять за неуплату можно. Т.е. жилья-то может возводиться сколько угодно, однако если у тебя нет денег оплатить коммуналку — ты лишишься своего жилья очень быстро. А платежи по ЖКХ возросли неимоверно по сравнению с советских временем, когда их никто даже толком не замечал.

6. После 2003-го и вплоть до наших дней реформы ЖКХ идут в том же направлении. Например, с государства сняли обязанность производить капитальный ремонт жилья. Теперь эта обязанность возложена на собственников жилья. Те, кто спешно приватизировал квартиры в свое время, будут производить капитальный ремонт за свой счет.

7. Отменена очередь на жилье. Точнее, не совсем отменена, но она крайне резко сократилась по сравнению с советской эпохой. Теперь практически все жилье в стране люди вынуждены приобретать за свои деньги. Точнее, денег своих на это практически ни у кого нет, поэтому люди вынуждены лезть в долговую петлю и идти к банкирам.

Я привожу такое подробное описание статистики специально для искренне верующих, вроде Ворона, что 90-е были временем некой свободы в КВН, а в 80-х вся цензура в КВНе была со стороны партии. Интересно посмотреть, как КВН реагирует на эту тему на обозримом временном отрезке. По идее, если цензуры в КВНе не было, то мы должны были бы видеть следующую картину. В 80-е КВН шутил бы на эту тему изредка, вяло и чаще всего в положительном ключе (ведь именно в те годы мы вышли на пиковые показатели, которых в России до этого было никогда). В 90-е, когда строительство новых домов было практически парализовано, это, по идее, должно было стать в КВНе темой номер один. Этому должны были посвящать темы игры, номера, миниатюры и т.д. Начиная с 2000-х, накал должен был постепенно спасть, в связи с тем, что строительство жилья резко росло в объемах, зато должна была появиться масса шуток про алчность банкиров и ужасы ипотечной системы, а также изменения в законах, которые фактически сводят на нет сам рост строительства.

Любителям мифа о том, что вот в 90-е цензуры в КВНе не было, а вот 2000-х она появилась, хочу заметить, что эта цензура со стороны Кремля, о которой так любят поговорить, не должна была сказаться на этой теме. Ведь государство сейчас не отвечает за строительство жилья, оно из этой сферы ушло в результате реформ — теперь практически все строительство частное, и критика этой сферы не особо государство затрагивает. Вдобавок раньше (в советское время), когда всей этой отраслью заправляло именно государство, дела были гораздо лучше, поэтому критика нынешнего положения со строительством и раздачей жилья государству даже выгодна — она выставляет его в хорошем свете по сравнению с частным сектором. Кроме того, даже сейчас это подтверждается на практике. В АиФ в № 11 за 2014 год приведена интересная статья «Дом кооператоров», где рассказывается про опыт Казани, где жители с помощью государства на паевой основе выстроили дом. По итогам цены на жилье в этом доме получились в два раза дешевле, чем у частных строительных компаний. Так что про государство и его участие в строительстве можно даже отозваться положительно. Критиковать государство следует за недостаточное присутствие в этой сфере.

Ну а что же на самом деле мы наблюдали в КВНе? В 80-х КВН отметился рядом номеров на тему того, как у нас плохо строят. Практически с самого начала. Здесь нельзя не упомянуть знаменитый (а сейчас можно даже сказать «печально знаменитый») номер «Вываливай» в исполнении ВИСИ. В комментариях к первой части отметился Гендин, поскольку я подверг анализу номер ДГУ про хозрасчет. Он заявил, что нисколько не сожалеет о том, в чем тогда участвовал в 80-е. Хотелось бы узнать у авторов команды ВИСИ — они тоже ни о чем не сожалеют, и реально считают, что этот номер правильно показывал советскую строительную отрасль? И не поменялось ли у них мнение об этом номере на фоне того, как строят сейчас?

Впрочем, не только ВИСИ тут отметились, тут пошутили многие. Тут и одесситы со своим диалогом о стройке:
«- Ну вы посмотрите, сколько всего закладывали, сколько всего строили.
- Столько закладывали, и почти ничего не построили?
- А потому что не столько строили, сколько закладывали при строительстве.»

Тут и команда ЛМИ-1 отметилась со своей шуткой «Раньше строили на себя, а получалось на века. Теперь строят на века, а получается только на себя, иначе не получается». Это, надо понимать, они намекали, что в Российской Империи, где 80 процентов населения было сельским и жило в деревянных избах, строили реально лучше, чем в индустриальном развитом СССР конца 80-х. Интересно, они так до сих пор считают?

Но самое интересное даже не это. Наступил 1992 год. СССР исчез. Почему-то вместе с социализмом исчезло и массовое строительство жилья тоже — как с этим обстояло дело в 90-е, думаю, помнят многие. Ну и как же КВН на это отреагировал? Честно говоря, затрудняюсь сказать, потому что упорно не могу найти номеров и шуток в 90-е, посвященных этой теме. Т.е. она особо никем не затрагивалась, притом, что стала гораздо актуальней.

В 2000-х тема начала изредка проскакивать. Однако в основном она проскальзывала в плане дороговизны жилья в Москве. Например, Пирамида показывала номер на тему, где осетинец пытается приобрести несколько квадратных метров в квартире Москвы — потому что вся квартира не по карману. Иногда, но очень мельком, затрагивается тема ипотеки. Например, у Пятигорска (нового) в номере про свадьбу. Однако тема того, сколько же жилья возводится сейчас, и сколько возводилось в советские годы, и как оно распределялось тогда и сейчас — обходится гробовым молчанием. Лично пересмотрел в свое время игры в высшей лиги утомленных солнцем и старой команды Пятигорска (это как раз начало 2000-х, когда жилья возводилось все еще мало) — у них нет ни одной шутки на эту тему. Другие команды я так внимательно не смотрел, может быть, кто-то активно это вышучивал?

Т.е., иными словами — актуальность темы в КВНе явно противоречит фактическому положению дел. Когда в 80-е положение в этой области было относительно сносным, КВНщики шутили почем зря на эту тему, как же убого у нас все обстоит в области жилья. Когда в 90-е начался реально ужас в этой отрасли, тема была фактически моментально свернута, как будто она никого не интересует. А это порождает вопрос «Кто определяет в КВНе, что актуально для юмора, а что нет?».

На мой взгляд, причина проста. В 80-е за строительство отвечала советская система, поэтому КВН критиковал этот аспект, ратуя за переход на рыночные рельсы. Теперь государство официально не отвечает за строительство жилья, этим занимается частный сектор. И он справляется с этим явно из рук вон плохо (во всяком случае, гораздо хуже, чем до этого делало государство). Но критиковать частников, в первую очередь нынешнюю финансовую и промышленную элиту (а не государство) АМиКу явно не с руки, поэтому, невзирая на рост актуальности темы, о ней молчат. Если проще — с жильем конкретно у верхушки АМиКа сейчас гораздо лучше, чем в 80-е, поэтому для них эта тема неактуальна. Актуальна ли она для простых людей — никого в КВНе никогда не волновало.

КВН и медицина

Это еще одна ключевая по важности тема, о которой КВН, по идее, должен шутить очень много. Ведь вопрос здоровья и «Что делать, когда заболел?» является таким, который человек при всем желании проигнорировать не может. Даже здоровый молодой человек чаще всего интересуется такими вещами.

Ключевым же для нашей темы является радикальное изменение в области медицины, произошедшее в начале 90-х — это переход от принципов социализма, согласно которому право на лечение было именно конституционным и бесплатным, теперь же мед. обслуживание стало внезапно платным — т.е. из права неотъемлемого оно стало зависящим от платежеспособности пациента. Это был радикальный разрыв, который проявился сразу самым драматическим образом уже в 1992 году. Подробностей этого я перечислять не буду, слишком уж они жестоки и печальны.

Однако нас интересует не фактическое положение дел, а то, как оно коррелирует с шутками в КВНе. В 80-х на эту тему шутили много. Была даже целая команда врачей из ЛМИ-1. Именно они отметились еще в 1988 удивительно пророческой шуткой «Здоровье дороже всего. Именно поэтому на него всегда не хватает денег». Удивительно здесь даже не то, что это оказалось пророчеством, а то, что зал воспринимал эти шутки без удивления — хотя это был повод задуматься. Конкретно в 1988 мало кто еще сталкивался с проблемой, что не может оплатить лечение. Такая ситуация возникла гораздо позже. В первой части статьи я упоминал о том, как ребята из ДГУ призывали перевести врачей на хозрасчет.

Чем это кончилось по итогам после 1991 — знают все. Однако интересно, что тема практически исчезла из шуток КВНа, начиная с 1992-го — именно в тот момент, когда проблема встала в полный рост! Во-первых, команды врачей практически перестали появляться в большом КВНе. Во-вторых, КВН ни слова не говорил о том, что в результате развала медицины (и санэпидемиологичесх служб) к  нам начали возвращаться удивительные болезни, которые были ликвидированы Советской властью еще в 20-е, после гражданской войны.

В 2000-е годы КВН тоже особо эту тему не педалировал. Особенно радует полное игнорирование этой темы в 2006-м, когда 22 марта прошла пресс-конференция в Госдуме на тему «Россия — без лекарств. Нужны экстренные меры». Желающие могут найти в интернете ссылки по этой теме. Речь идет о том, что в России к этому моменту было практически полностью парализовано собственное производство антибиотиков — при том, что еще в годы перестройки это была мощнейшая отрасль. Попробуйте найти хоть один номер в КВНе на эту тему — это никому не было интересно.

Причина здесь та же, что и с жильем. За производство антибиотиков государство сейчас официально не отвечает, как и на Западе (хотели свободы и рынка — получили по полной программе). А критиковать за это нынешних финансовых магнатов КВНу не с руки, поскольку АМиК явно не желает ссориться с нынешними хозяевами жизни.

Хотя нет, кое-что было, должен признать. Например, в 2004, когда игру посетил Путин, ребята из Пятигорска в конце своего выступления обратились к нему с шутливым пожеланием «Хотелось бы, чтобы работу учителей и врачей оплачивали не только ученики и больные». Пожелание совершенно бредовое, безусловно. При чем здесь президент-то? С какой стати при капитализме работу учителей и врачей должны оплачивать не клиенты, а кто-то другой? Разве в тех же Штатах работу врачей оплачивают не пациенты (пусть и через систему страховых взносов)? Следует ли понимать так, что ребята из Пятигорска просили в порядке исключения ввести назад «немного социализма», хотя бы в области медицины? Вопрос интересный, но, судя по другим их номерам, они убежденные противники советского строя. Так что это их пожелание лежит за пределами рациональности — регулярно пиная «проклятый совок», они при этом выражали недовольство, что в новые времена за медицину приходится платить, не понимая, что это логическое следствие отказа от социализма и перехода к демократии и рынку.

КВН и наука

Эта тема является одной из важнейших как для граждан, так и для КВНа. Для людей это важно потому, что от состояния науки прямо зависит и состояние промышленности, и обороноспособность страны. Для КВНщиков это важно вдобавок еще и потому, что именно научная и вузовская среда породила КВН как таковой — он изначально появился как студенческая игра, в которую играли еще и научные сотрудники зачастую.

Во второй части я уже писал о том разгроме, которому подверглась в 90-е годы база КВН — собственно вузы, институты и прочие научные и образовательные учреждения. Из них и рекрутировались тогдашние команды, они назывались в их честь. 92–93 годы были исключительно жесткими — тогда финансировании Академии наук было моментально урезано чуть ли не в 10–20 раз. Именно ученые как социальная группа понесли в результате этих реформ наибольший урон — ученые оплачивались действительно неплохо по советским меркам, а в начале 90-х стали влачить нищенское существование. Но дело даже и не в зарплатах, а в том, что в результате сокращения финансирования вести научные исследования стало зачастую просто невозможно.

Именно этот факт сделал многих ученых, в 80-е бывших сторонниками перестройки, в 90-е убежденными сторонниками советского строя — самый яркий пример это Алферов, о котором речь чуть ниже. Причина здесь в том, что советская наука была порождением советского строя, была нужна сверхдержаве. Для периферийного капитализма страны третьего мира, который и начал у нас формироваться после крушения социализма, такая наука просто не нужна, на нее нет запроса.

Ну а как же отреагировал на это КВН? По идее, большинство команд, вроде бы укомплектованных учеными, тоже должны были резко «полеветь»? А что случилось на самом деле? В реальности именно в 92–93-м КВН начинает резко отходить от политики, что просто невероятно, учитывая, какие удары наносили тогда политики по научной системе. Логичное объяснение здесь только одно — новый режим устраивал верхушку КВНа, поэтому командам вежливо, но властно намекнули не критиковать особо новый режим.

Заметим, что это объяснение и самое приличное — что команды хотели шутить на эту тему, но им запрещали. Потому что если исходить из того, что в 90-е в КВНе цензуры не было, а команды шутили о том, что актуально для них, то тогда вырисовывается очень странный облик команд, равнодушно взиравших на агонию научной системы. Вот как относиться, например, к командам УПИ и ДПИ, если поверить свидетельству Маслякова о том, что они в 93-м при объединении в «Дрим-Тим» договорились на первую игру не писать ни одной политической шутки вообще? Если они это сделали добровольно, то возникает ряд вопросов. Неужели им реально было неинтересно катастрофическое положение, в котором оказались эти два вуза (как и большинство остальных)? Неужели их реально не интересовало катастрофическое положение их же коллег по этим учреждениям? Чего далеко ходить — примерно в те годы глава физиков-ядерщиков покончил с собой от стыда перед голодающими подчиненными, которым по несколько месяцев не платили зарплату, хотя не он отвечал за эти выплаты и повлиять на это не мог. В этой ситуации отход КВНа от политики и переход к более актуальным темам выглядит просто невероятным — неужели КВНщиков не интересовала судьба тех организаций, что породила большинство тогдашних команд?

1996 год стал символическим — это был первый год, когда чемпионом Высшей лиги стала команда, не названная в честь какого-то вуза. Впоследствии единственной такой командой за много лет стали лишь БГУ. Но в целом команды ученых и студентов исчезли как явление из большого КВНа.

Особо интересно здесь отметить вот что. В 2000-м впервые за много лет российский ученый получил Нобелевскую премию. Характерно, но КВН об этом даже не пытался пошутить. И дело тут даже не в том, что Алферов член КПРФ и никогда не скрывал своих политических убеждений. Когда впоследствии премию получил покойный Гинзбург (если верить википедии, человек либеральных убеждений и даже регулярно голосовал за СПС и Яблоко), об этом КВН тоже не упомянул — в те времена я активно смотрел Высшую лигу и не заметил шуток на эту тему. Наконец, не так давно третью премию получили Гейм и Новоселов — и опять практически полное умолчание. Не актуально это для КВНщиков.

Судя по всему, для КВНа более актуален спорт. Во всяком случае, наши спортивные достижения КВН регулярно упоминает в патриотическом ключе. А вот Нобелевские премии нет. Дело тут в том, за что именно были получены эти премии. Алферов и Гинзбург получили свои за достижения советских времен — нынешние власть имущие к этим достижениям никакого отношения не имеют. Гейм и Новоселов получили свою премию за достижения уже после крушения СССР — но только вот беда, они как раз уехали из страны, поскольку не могли здесь толком заниматься наукой при новых рыночных отношениях. Т.е. сказать об этих премиях довольно сложно так, чтобы не упомянуть об этом факте.

Следует заметить, что КВНщики не только не замечают катастрофического положения науки (как фундаментальной, так и прикладной), но еще и периодически измываются над тем, какие убогие изделия производит наша промышленность из-за бед науки. Чего далеко ходить — например, номер про страшилки Днепра, в котором они шутят про то, что «нет сердца у главного конструктора Автоваза». Аналогично высказались ребята из Примы — см. сюда. Ну что же, специально для ребят из КВНа небольшая справка из вот этой статьи — Автоваз потратил на разработки в 2012 1.7 млрд. рублей, а Volskwagen — 12.8 млрд. долларов, или в 263 раза больше. В этих условиях издеваться над дизайном и видом наших машин могут только люди, не имеющие никакого отношения к науке или производству, и даже не представляющие, насколько сложно сделать даже самый убогий автомобиль. Наоборот, стоило бы в ноги поклониться конструкторам Автоваза за то, что при таких ничтожных финансовых ресурсах они умудряются проектировать так, что машины Автоваза выглядят еще более-менее вменяемо. Кстати, интересно, что КВН, пинающий Автоваз, почему-то особо не шутил об идеях Прохорова сконструировать Ё-мобиль. При этом на весь цикл разработок и производства олигарх отвел от щедрот своих аж 170 млн. долларов, в результате чего конец был немного предсказуем. Не так давно было объявлено, что проект Ё-мобиля свернут. Вот над кем следовало-то смеяться, а не над несчастными конструкторами Автоваза — они хотя бы умудряются довести свои разработки до стадии промышленного производства.

Впрочем, не только над наукой издевались КВНщики. В последние 20 лет была практически полностью разрушена система профессионального рабочего образования — ФЗУ и ПТУ. Собственно, именно выпускники этих заведений в конечном счете все и производят, а не креативный класс. Над этими ребятами в КВНе стало хорошим тоном измываться и демонстрировать их в крайне убогом свете — вот, например, номер от 25-й. Уровень интеллекта девочек из 25-ой поражает, в 80-е такой номер в КВНе вызвал бы грандиозный скандал, его бы просто не пустили в эфир. Было бы крайне интересно посмотреть в этом контексте на жилище Юли Ахметовой — кто его построил? Неужели она сама, или может быть все-таки выпускники тех самых ПТУ и ФЗУ? А кто проложил трубы и другие коммуникации к ее жилищу — неужели ее напарницы по команде? Такой антирабочей фразеологии и имиджа, как в этом номере, в советское время на телевидении просто не потерпели бы, а теперь это норма. Не только в КВНе, а на телевидении вообще — это следствие нынешней идеологии, где любой, кто работает руками, а не стрижет купоны — безусловный неудачник.

Впрочем, в последнее время в большом КВНе стали вновь появляться команды, хотя бы визуально имеющие отношение к науке и технике. Ярчайшим примером последних лет, безусловно, является команда Физтеха, которая даже своим видом напоминает команды 60-х. И эти ребята действительно продемонстрировали хороший пример левого КВНа — каким он мог бы быть. Я имею в виду их номер «Письмо в будущее». В нем действительно показано критически сравнение социализма и нынешних времен. Особенно радует вполне четкая мысль, показанная на примере вагонов и поездов, что нынешняя система живет на ресурсах той, советской. Да и сравнение милиции и полиции очень показательно.

Но этот номер ребята из Физтеха сделали, когда были в андерграунде, пока не добрались до большого КВНа на ТВ, где они были вынуждены резко сбавить обороты — критиковать нынешнее положение вещей и состояние научной отрасли им не дают. Однако они смогли в этом сезоне сделать, пожалуй, первый номер за последние лет 20 в КВНе, где советская действительность была показана в резко позитивном свете, и было сказано, что нам есть чем гордиться в этом прошлом. Подобный номер внушает надежду. Но смогут ли ребята сделать второй шаг и показать нынешних хозяев жизни, успешно угробивших большинство достижений в научно-технической сфере? Не факт при нынешнем руководстве АМиКа. Но следить буду внимательно.

КВН и олигархи

Собственно, одна из ключевых тем, в которой цензура КВНа проявляется особенно ярко. Нельзя сказать, что в КВНе олигархов не показывают, но вот то, как это делают, является весьма интересным.

Немного отмотаем на 11 лет назад. Самым ярким внутриполитическим событием 2003 года стал, безусловно, арест Ходорковского. Тогда была и масса демонстрацией, и бурные дискуссии на телевидении, и прочее. Однако факт остается фактом — самый богатый человек в России на тот момент сел очень надолго. Как же к этому отнесся КВН? Я в те времена был моложе, смотрел КВН активно, тем более — в тот сезон играли сразу две такие культовые команды, как Утомленные солнцем и Пятигорск. Поэтому я просмотрел в том сезоне практически все игры. И вот что удивительно — я что-то не припоминаю шуток на эту тему.

Конечно, я могу ошибаться, возможно, где-то кто-то мимоходом про это и упоминал, но в целом эта тема КВНщиками практически не затрагивалась. Видимо, это было неактуально? Да нет — это обсуждали практически все тогда. И позиция людей, согласно опросам, в основном была недовольством — но не тем, что Ходорковского посадили, а тем, что посадили только его одного, а его «коллеги» остались на свободе.

КВН эту тему не затрагивал, потому что выступить в защиту осужденного олигарха КВНщики не могли. Это вызвало бы возмущение населения да и негативную реакцию со стороны власти. Однако и отзываться одобрительно об этой посадке в КВНе никто не стал. Что за щепетильность такая, станет понятно, если посмотреть внимательно, как в КВНе показывают остальных олигархов. Фактически их никогда не показывают с критической стороны. Хотя население до сих пор, даже 20 лет спустя, считает, что эти ребята просто вовремя оказались в нужном месте и урвали свои богатства за счет приватизации и пресловутых залоговых аукционов. И эти олигархи ничего такого полезного обществу не создали, что оправдало бы их богатства. Иными словами, они просто украли все свое состояние. Билл Гейтс дал нам Windows, Стив Джобс дал нам iPhone, что дал нам Ходорковский, Прохоров или Потанин, чего у нас не было бы, не существуй этих персонажей?

Ярчайшим примером той самой цензуры является то, как показывали Михаила Прохорова те же Камызяки в сезоне 2012-го. Посмотрите сами для интереса. Фактически об олигархе как таковом не говорилось ничего вообще. Пародировались скорее его внешность, манера разговаривать, ну еще он забавно танцевал. Эти пародии по сути никак его не критиковали и ничем ему не угрожали. Фактически Камызяки (осознанно или нет) занимались созданием доверительного имиджа олигарха. Эта технология впервые появилась у западных политиков 70-х, которые начали внезапно в предвыборных кампаниях демонстрировать народу, что «я такой же простой парень, как и вы» — для этого специально демонстрировались какие-то недостатки личности и прочее — чтобы произвести захват аудитории. Эта технология известна очень хорошо пиарщикам. И то, что ее применили в отношении фигуры, к которой большинство населения относится враждебно, очень показательно. Интересно, понимают ли сами Камызяки, как это выглядит? Или понимают, но редактура заставила их так показывать олигарха?

При этом Камызяки в своей пародии почему-то не отразили собственно идеи Прохорова, которых он даже и не скрывал никогда. Например, предложение увеличить рабочую неделю с 40 до 60 часов, которая в свое время вызвала дикий скандал (при том, что она шла вразрез с международными соглашениями об охране труда, которые подписала РФ). Камызякам следовало бы предложить в этой пародии в шутливой форме самому Прохорову поработать по 12 часов в сутки, и посмотреть на его реакцию. Но нет. Видимо, сказалась та же случайность, по которой КВНщиков 80-х абсолютно не интересовала перспектива безработицы. КВНщиков нынешних абсолютно не волнует перспектива вкалывать не разгибаясь на благо нынешних хозяев жизни по 60 часов в неделю. А там, глядишь, и 70 часов введут, как в той самой царской России, которую мы потеряли благодаря проклятым большевикам, и которую вот-вот найдем вновь.

Ну и на этом фоне уже не кажется удивительным, что Камызяки не задавались вопросами насчет того, насколько хороший управленец и организатор производства Прохоров. Хотя ситуация с Е-мобилем просто просится в КВНовский номер, но особо на эту тему КВНщики не шутили, во всяком случае в телевизионном КВНе.

Точно так же большой КВН полностью проигнорировал ситуацию с Пикалево, когда Дерипаска своим эффективным менеджментом довел ситуацию до такой точки, что пришлось вмешиваться верховной власти.

КВН и Копирайт

ОК, согласен, этот раздел, возможно, не такой актуальный для большинства населения России и вызван профессиональным интересом автора. Я все-таки программист, и тема копирайта, авторских прав и патентов для нашего брата несколько актуальнее, чем, скажем, для домохозяйки. Однако, в конце концов, КВН последние 20 лет тоже шутил не на самые актуальные темы, как было показано выше, почему же мне нельзя посвятить такой теме один раздел?

Впрочем, сказать, что для населения это неактуально, нельзя. Есть ряд пунктов копирайта, которые затрагивают непосредственно очень многих в нашей стране и прямо бьют по карману.

Во-первых, некто Михалков очень активно лоббировал удивительный закон, который приняли и который теперь обязывает всех производителей оборудования для ввода/вывода и хранения данных, а также для воспроизведения звука и изображения платить 1% налог. Этот налог, естественно, оплачивает потребитель — т.е. любой, кто покупает хоть какую-то современную электронику. Характерно, что КВНщики в свое время показали массу пародий на Михалкова (прежде всего ЛУНА), однако тактично промолчали об этом интересном законодательном акте — на эту тему номеров в большом КВНе нет.

Во-вторых, производители техники под давлением различных лоббистов начинают встраивать в свою технику ряд «улучшений», которые не дают ничего потребителю, а лишь мешают ему нарушить авторское право. Особенно в этом плане радует DRM, которая зачастую просто вторгается в частную жизнь. Говорят, в советское время за всеми следил КГБ, так сейчас его роль на себя любезно взяли транснациональные корпорации, которые каждый ваш чих и попытку добросовестного использования их продукции пытаются обложить данью. Попробуйте найти хоть один номер об этом.

А вообще, спор об авторских правах отражает раскол в обществе по отношению к тому, следует или нет предоставлять кому-то возможность сесть на шею ближнему своему и эксплуатировать его почем зря. И вот здесь мы подходим к главному:

Тема копирайта является самой актуальной из всех возможных для КВНщиков, и цензура в КВНе выражается в первую очередь в том, что шутки на эту тему вырезаются безоговорочно.

Всем, кто читает эту статью, рекомендую для начала прочесть вот эту — в ней один из апостолов свободного программного обеспечения описывает простым доступным языком, каков был изначальный смысл авторского права, заложенный в Конституцию США отцами-основателями США, и насколько этот смысл был извращен впоследствии издателями. Заметим, что авторское право чаще всего трактуется как заботящееся об авторах, хотя основные прибыли с него имеют издатели.

Так вот, читая эту статью, нельзя отделаться от мысли, что что-то похожее произошло с КВНом. Напомним историю, как было дело. Многие наверняка в курсе, что КВН был когда-то просто общественным движением и студенческой игрой. Но затем он стал коммерческим предприятием, но когда именно это произошло? Произошло это в 1990-м году, когда появилось такое объединение, как АМиК. Создание этого объединение было, что называется, «ногой в двери». Характерно, что никакого отражения в номерах команд это событие не получило. Пересмотрите сами архив игр тех лет, те, как это сейчас называется, «культовые» команды классического КВНа — ни одна не обмолвилась об этом ни словом! Вот это цензура, которая в КВНе 60-х никому даже привидеться не могла.

Дальше больше. Постепенно сам термин КВН стал торговой маркой АМиКа. Во-первых, КВН изначально это марка телевизора, в честь которого и была названа игра. Следовательно, по идее, даже сейчас можно оспорить законность этой торговой марки в суде, поскольку приоритет явно за предприятием-производителем этих телевизоров. Во-вторых, КВН как игра был придуман не владельцами АМиКа, а Муратовым, Яковлевым и Аксельродом. Создатели игры никогда официально не передавали авторских и смежных прав на игру АМиКу, и это тоже основание для того, чтобы оспорить законность этой торговой марки.

Еще одним интересным проявлением понимания АМиКом авторских прав стал запрет для КВНщиков на участие в сторонних теле-проектах. Это постановление существует очень давно, судя по всему, еще с начала 90-х, однако ни одна из культовых команд тех времен не отразила этот факт в своих выступлениях. Так же, как никто не задается вопросом, а кто и на каком основании принял такое постановление. Понятно, что любой работодатель достаточно негативно относится к известию, что его работники в свободное время подрабатывают где-то на стороне. Однако, во-первых, по закону работодатель не может запретить работнику устроиться на вторую работу, во-вторых, АМиК для команд — НЕ работодатель. Если он работодатель, то почему он командам не платит за их выступления? Какой-то странный работодатель, согласитесь.

В принципе, таких проявлений и спорных моментов в КВНе много. Особенно поражает вот что. В прошлом году команда МГИМО сделала номер с новыми русскими бабками. А вот что не так давно по поводу этого дуэта заявлял тогдашний редактор Высшей лиги в интервью АиФ:

«Бабкам хотелось бы сказать только одно: «Ребята, воровать во все времена было нехорошо!» — поделился наболевшим с «АиФ» редактор КВН Андрей Чивурин. — Нередко участники команд подходят и жалуются, что этот дуэт попросту ворует их материал. Впрочем, претензии по плагиату у КВН есть ко многим сатирикам и юмористам, в том числе к самым маститым».

Какое горе, в самом деле. Крокодиловы слезы, честное слово. Чивурин забыл сказать о том, что сам АМиК пользуется шутками команд, ничего им за это не выплачивая. Раз так, то фактически он их ворует. Обычно сторонники АМиКа аргументируют дело тем, что командам предоставляется эфир на Первом канале, а это дорогого стоит. Во-первых, кто и когда дал АМиКу такое право, определять доступ команд к эфиру Первого канала, и на каком основании? Во-вторых, то, что АМиК выпускает КВНщиков на большой экран — не дает права вообще не платить командам за материал и их выступления. Джеймс Кэмерон нанял Сэма Уортингтона на главную роль в «Аватаре», когда Сэм был никем и ночевал в машине. Однако Сэму был выплачен гонорар за съемки в фильме, и Кэмерон не рискнул заявить, мол, я тебе такую путевку жизнь даю, ты потом на этом заработаешь.

Собственно, все эти курьезы с авторским правом, и гробовое молчание команд по этому поводу, свидетельствуют об одном простом факте. Вы никогда не замечали, как сами КВНщики в массе своей себя обозначают? Это очень показательно, как они сами себя называют. А называют они себя словом тусовка. Это очень интересный термин. Согласитесь, невозможно представить, чтобы Ленин в узком кругу однопартийцев в неформальной обстановке вдруг начал обращаться к ним со словами «Дорогая тусовка», как это сделала Картункова на прощальном выступлении в Сочи в начале этого года. Это было бы очень странное обращение. А называют они себя так, потому что:

Масса людей, играющих в КВН за последние 25 лет, так и не оформилась в профессиональное сообщество, осознающее себя как отдельный класс и имеющее свои классовые интересы.

Нет, на уровней отдельных личностей КВНщики может быть и умны и сообразительны, и свои интересы понимают, однако в плане КВНа как движения в целом — единственной организованной силой там является АМиК, а вот все остальные пока что не оформились в профессиональное сообщество. Для этого есть масса признаков. Во-первых, отсутствие кодекса профессиональной этики, что проявляется, например, в клевете (см. раздел ниже). Во-вторых, отсутствие профсоюза или гильдии, которая бы отстаивала их интересы. Для КВНа немыслима забастовка, скажем, сценаристов, как это было в Голливуде. Или забастовка игроков, как это сделали хоккеисты НХЛ, конфликтуя с боссами лиги по поводу гонораров. В-третьих, КВН как сообщество не имеет право голоса при внесении изменений в правила игры. КВНщиков как таковых никто не спрашивает. В-четвертых, КВНщики не могут сами выбрать и уполномочить кого-то, кто представлял бы их в переговорах с телеканалами по поводу продажи продукции. Сейчас у нас имеется цепочка «Первый Канал — АМиК — КВНовские команды». Эрнст вполне рационален — ему все равно, у кого покупать продукты юмора, у АМиКа или непосредственно у сообщества, если цена и качество приемлемы. Поведение АМиКа тоже рационально как посредника — он стремится максимизировать свою прибыль. А вот поведения производителя — КВНовских команд — с точки зрения рациональности вообще необъяснимо. Терпеть посредника, который не платит вообще ничего — это очень странно.

В-пятых, когда АМиК расправлялся с той или иной командой, другие команды никогда не пытались эту помешать, усмотрев в том посягательство АМиКа на их интересы именно как класса. То же самое касается и лиг — в истории мифов в конце описано, как закрывали в ходе эволюции КВНа разные лиги. При этом каждый раз руководители других лиг просто хлопали глазами, никак не пытаясь сорганизоваться и помешать такому закрытию. Т.е. эти лиги каждая сама по себе — как сообщество они себя не осознают. Осознают ли когда-нибудь и устроят ли забастовку против монополии АМиКа — вопрос открытый.

Собственно, именно вопрос с авторским правом — главная причина, почему команды левого спектра в большом КВНе не играют. Дело не в их тупости и неспособности придумать смешные шутки. Просто отношение левых к авторскому праву в его современном виде хорошо известно — это инструмент извлечения прибылей и сверхприбылей. И работать на монополию АМиКа, присвоившего себе фактически авторские права создателей игры — да еще и за бесплатно — для левых было бы довольно странно. Если они считают такое положение вещей нормальным, то это какие-то странные левые. Так что левые в большой КВН не играют по этой причине. Почему те, кто играют, мирятся с таким положением, вопрос более чем актуальный. Как говаривал Ленин, «Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб.». Ну, или словами Гете, для тех, кто Ленина на дух не переносит:

«Нет рабства безнадежней,
Чем рабство тех рабов,
Себя кто полагает
Свободным от оков.»

Ну и последнее, касательно авторского права в КВНе, о чем умолчать просто невозможно в свете событий последнего месяца. Недавно промелькнула на сайте новость, что создателю КВНа Муратову требуется помощь для дорогостоящей операции. Ее собирали всем миром — частично КВНщики, частично ученики Муратова. Глядя на это, невольно задаешься вопросом — что за странная ситуация с авторским правом в КВНе, если человек, его создавший, не получил от этого никакой прибыли и вынужден на старости лет обращаться за помощью «всем миром»? Кстати, это вопрос и о медицине — как так вышло, что медицина стала настолько платной, что деньги на любую операцию даже для такого, безусловно заслуженного человека, приходится собирать «всем миром»? Интересно, рискнет ли хоть одна из команд заикнуться на эту тему?

Шутки слева — возможно ли придумать?

Поскольку и к первой, и ко второй части комментаторы упорно задавали вопрос «Как вы вообще представляете себе левые шутки про капитализм, это вообще может быть смешно?», отвечу специально на этот вопрос.

Немного теории. Любая шутка строится на парадоксе, на изломе какого-то стандартного хода, т.е. мы ожидаем одного, а шутка сворачивает немного по-другому. Это даже называется специальными терминами — set up и punch line у американских стенд-ап комиков. Так вот, парадоксов в рыночной экономике и демократии вполне хватает, и это можно использовать в шутках. Более того, многие шутки КВНщиков, высмеивавшие «совок», вполне можно переделать в критику капитализма, лишь слегка изменив текст, но оставив основную идею парадокса.

Возьмем один из самых оскорбительных для левых номеров КВНа 2000-х. Я имею в виду номер старой команды Пятигорска про то, как Маркс писал «Капитал». Вкратце он заключается в том, что Маркс с Энгельсом диктуют о 8-часовом рабочем дне и праве на отдых несчастному секретарю, который уже 24 часа без перерыва пишет их труды, и начинают бить его за отказ работать дальше. Это действительно поставлено смешно, хотя и крайне оскорбительно для многих.

Мне, однако, посчастливилось увидеть оригинал этой сцены. Та же самая идея была в одном из монологов американского комика Дэйва Чапелла, который излагал примерно следующее:

«Если бы машина времени перенесла меня с моим белым другом в прошлое, и мы увидели Вашингтона, то мой белый друг воскликнул бы в восхищении ’О боже мой, это же великий президент Вашингтон!’. Я же убегал бы в ужасе с воплями ’Черт побери, это же Вашингтон!’. Ведь Вашингтон был рабовладельцем, как, впрочем, и многие отцы-основатели США. Так и представляю, как он писал Конституцию США ’Все люди обладают равными правами и свободны от природы… Эй, черномазый, подай-ка мне кофе, живо! И ботинки начистить не забудь’».

Сходство приема вполне очевидно (возможно, кстати, имел место плагиат, не постеснялся же Слепаков со товарищи впоследствии вчистую своровать идею Нашей Раши с шоу Little Britain, да еще и утверждал в интервью, что наша идея является абсолютно оригинальной). Но обратите внимание — при общей схожести номеров американец высмеивал именно капитализм и лицемерие американской демократии, благополучие которой очень долгое время базировалось на рабском труде. Хотя номера выглядят практически одинаково в плане самого построения номера.

Схожие мысли выказывал Луи СК, в одном из своих монологов (этот монолог можно найти в конце обзора BadComedian про стенд-ап, посвященного именно данному комику):

«Возможно, все достижения человечества базируются на рабском труде. Мы смотрим на пирамиды и восхищаемся — как они это построили? Да фараоны просто швыряли рабов на стройку, пока пирамиды не были готовы. Мы восхищаемся в своей стране дорогами и небоскребами — да мы просто завезли кучу китайцев и швыряли их в эти стройки. Даже сейчас — видите у меня в руке новенький телефон? Знаете, откуда он? Да на фабриках, где эти штуки делают, люди нафиг с крыш спрыгивают, не выдерживая темпа работы.»

Я прекрасно отдаю себе отчет, что критика капитализма сама по себе не значит, что комик агитирует за социализм. Луи СК к левым отношения не имеет, конечно. Но хотя бы и критика капитализма сама по себе — это вполне неплохо. Другое дело, что такой монолог немыслим для команд КВНа 80-х. Немыслим он и для нынешних команд — попробуйте найти хоть что-то похожее на это в КВНе.

Т.е. одни и те же юмористические эти можно использовать как для пропаганды левых взглядов, так и для пропаганды рыночных ценностей. Тот факт, что КВНщики использовали эти технологии только лишь для критики «совка» и никогда не пытались использовать эти технологии в пользу левых, очень показателен.

Клевета веселых и находчивых

В комментариях первой и второй части постоянно мелькали мысли, которые меня весьма удивляли. Во-первых, как я уже отмечал во второй части, люди искренне полагают, что КВН должен иметь право критиковать президента на федеральном канале, основным акционером которого является государство. Хотелось бы узнать у них — их не удивляет, почему в шоу Криса Рока на HBO никогда не было шуток про акционеров HBO? Не раздражает ли такая зверская цензура в США? Не удивляет ли их, почему в фильмах Тарантино не может быть критики братьев Вайнштейнов, продюсирующих эти фильмы?

Тот, кто реально считает, что КВН должен критиковать фактического владельца канала, на котором показывают КВН, пусть попробует публично покритиковать босса фирмы, в которой он работает, и посмотрим, как долго такой критикующий удержится на своей должности. Интересно, что никого не удивляет такая цензура на уровне корпорации, но почему-то на уровне государства восприятие меняется.

Но самое удивительное оказалось даже не это. Самое удивительное для меня было то, какой список пунктов привели мне критики, о чем КВН должен был бы шутить, да проклятая цензура не дает. Вот этот список:

1. Шутки про стерхов.
2. Шутки про Ниву.
3. Шутки про то, как президент делает себе инъекции ботокса.
4. Шутки про роман президента с Кабаевой.

Ну что касается шуток по первым двум пунктам, то их КВН делал даже на уровне Высшей лиги. Про стерхов шутили ребята из Кефира, про Ниву шутили Днепры в своих страшных сказках. А вот про последние два пункта гораздо интереснее. Фактически комментаторы требовали дать КВНщикам право на клевету. Они, видимо, искренне полагают, что свобода слова — это возможность клеветать без последствий.

Это неверно категорически, и на Западе у комиков такого права нет. Например, у Криса Рока есть шикарный монолог на тему скандала с Моникой Левински. Однако следует отметить, что эот номер появился только после получения официальных подтверждений — т.е. когда этим делом занялся Генеральный Прокурор США и Конгресс, и Клинтон был вынужден давать официальные объяснения. До этого момента (т.е. пока это было на уровне слухов и не имело официального подтверждения) ни один американский стенд-ап комик на эту тему не шутил. Поскольку в противном случае администрация Белого Дома затаскала бы этого шутника по судам за клевету.

То же самое касается КВНа — он не имеет права искажать факты и фальсифицировать их. Другое дело, что из одних и тех же фактов можно делать разные интерпретации. В частности, левый и правый комик будут шутить по разному по поводу одного и того же факта. Но подделывать их они не имеют права, даже в рамках пародий. Если посмотреть внимательно выступления американских комиков, то можно заметить, что когда они шутят на тему политики, то они в обязательном порядке отделяют исходный факт от той интерпретации и тех мыслей, которые они думают по этому поводу. Т.е. они обычно говорят «По новостям показали, что [факт такой-то]. Что тут скажешь? [Далее какие-то шутки]».

И вот по этому поводу КВНу, кстати, можно предъявить множество обвинений. В основном, конечно, КВНу 80-х, но и КВНу 2000-х тоже можно при желании предъявить. Вернемся еще раз к примеру с номерами Шапелла и команды Пятигорска, имеющим общую идею. Шапелл опирался на надежно установленные факты. Действительно, очень многие в США, ратуя на словах за демократию, были при этом ярыми рабовладельцами. Да чего уж там — сам разработчик философской концепции прав человека Локк вложил свои деньги в рабовладельческую компанию. Для него это не составляло проблемы, поскольку негры и индейцы для него не были полноценными людьми, и на них концепция прав человека не распространялась. Поэтому номер американского комика не является клеветой. А вот номер Пятигорска является — где они конкретно раскопали факты, что Маркс с Энгельсом кого-то так зверски заставляли вкалывать? Однако, конечно, КВН 2000-х в плане клеветы меркнет по сравнению с КВНом перестроечным.

По-хорошему, цензура в КВН должна проявляться в первую очередь в том, чтобы не позволять шутить о вещах, которым толком даже и подтверждения нет. Пока что такой цензуры нет, по большому счету.

А вообще, дискуссия на эту тему в предыдущих частях статьи порождает вопрос — почему поклонники КВНа так настойчиво требуют критики государства? Лично я (да и множество других людей левого спектра) воспринимаю государство как инструмент в борьбе между различными классами — инструмент, используемый одними для подавления других. Совершенно нелепо критиковать государство как таковое, но молчать о тех группах, которые это государство обслуживает. Это все равно, что возмущаться не маньяком, рубящим людей топором, а самим топором (или тем, кто сделал топор) — мол, почему топор такой острый и безжалостный?

Ну и последний животрепещущий пример — это скандал с командой Саратова, и претензиями со стороны администрации. Понять возмущение чиновников можно — ребята взяли деньги у администрации, которые были проведены скорее всего по статье типа «формирование положительного имиджа города в медиа-средства», а затем на эти деньги полили город грязью. Отличный подход. Кстати, в комментариях к этой новости ожесточенные споры. Часть людей реально считает, что КВНщики в данном случае правы. А почему бы ребятам из команды не играть тогда за свои деньги, из собственного кармана оплачивать поездки, гостиницы и т.д.? Почему они занимают (точнее, берут заведомо без возврата) деньги у тех, кого высмеивают? Пусть возьмут тогда денег у Билайна, например, и покажут на эти деньги номер, оплевывающий компанию Билайн, а затем посмотрим на реакцию компании.

Аргументы априори

Предыдущие части статьи и эта тоже в основном использовала аргументы апостериори как доказательство существования цензуры в КВНе — т.е. на основе того, о чем шутили команды на протяжении 25 лет. Однако возможен и аргумент априори — т.е. доказать, что в КВНе имеется цензура на шутки из лагеря левых, можно, не используя анализ игр и актуальных для КВНщиков тем.

Доказать это можно, используя несколько фактов, о которых на данном сайте писали множество раз, и никто никогда всерьез не опровергал.

Факт 1. В результате крушения социализма и перехода к капитализму Масляков получил все — он основал АМиК, и его доходы не сопоставимы с советским временем — о доходах АМиКа и его жадности и наживании на командах писали многие.

Факт 2. Именно Масляков осуществляет конечную редактуру шуток (во всяком случае, в Высшей лиге точно) и именно за ним последнее слово в вопросе, какую команду отправить в какую лигу, или вообще не брать ни в одну лигу. Пойти наперекор его решению практически нереально. Ни о какой демократичности верхушки КВН и речи не идет, она крайне нетерпима к любым посягательствам на монополию АМиКа. Они даже название КВН зарегистрировали как свою торговую марку, хотя, строго говоря, не имели на это права.

Из этих фактов логически следует, что весьма вероятна цензура всех шуток и всех команд, неугодных Маслякову. А шутки, выставляющие в хорошем свете советский строй, и критикующие нынешний строй, давший ему все, являются уж точно неугодными ему лично, независимо от позиции Кремля и Путина по этому вопросу. Вряд ли Масляков заинтересован, чтобы однажды наступили такие времена, когда ему в дверь вдруг постучатся представители ОБХСС и начнут дотошно интересоваться происхождением его доходов. Точно так же вряд ли он заинтересован в том, чтобы на телевидении возродилась такая вещь, как партийный контроль. И дело тут даже не в цензуре шуток, а в том, что при партийном контроле советского образца немедленно будет поднят вопрос, что это за династия ведущих такая на главном канале страны. В советское время такой тандем на телевидении был просто нереален. Точно так же, в советское время было немыслимо, чтобы какой-то человек вдруг установил монополию на название КВН и сделал это торговой маркой. Другими словами, если вдруг в России к власти придут представители левых, верхушку КВНа сразу начнут преследовать, причем даже не по политическим каким-то мотивам, а по уголовным статьям о спекуляции, нетрудовых доходах и т.д. Если вдруг эти статьи вернутся в УК РФ, очень многим в КВНе не сдобровать.

Это очевидно, если исходить хотя бы из классовых интересов верхушки КВН, ну или, если не использовать марксистскую терминологию, исходя из интереса «Qui prodest?». В конце концов, никого ведь не удивляет факт цензуры в церкви — что священникам строго запрещается в проповедях отклоняться от того, что сказано в Библии, и что в церковь никогда не допустят атеиста с его лекциями. Более того, ни один даже самый искренний верующий не станет отрицать этой цензуры, считая ее вполне естественной.

Точно так же, в советском государстве, официальной идеологией которого был атеизм, никто не позволил бы в государственных заведениях вести пропаганду церкви — и это вряд ли возьмется отрицать даже самый искренний коммунист.

Собственно, меня удивил не сам факт цензуры в КВНе, которую я описал в статье. Меня удивило то, что многие КВНщики и поклонники игры искренне считают, что цензура в КВН — это когда КВНщикам не разрешают критически отозваться о Путине. Они совершенно искренне не замечают, что в КВНе с конца 80-х нельзя критически отозваться очень о многом — и многие вещи гораздо актуальнее для людей, чем нынешний президент. Например, возможность остаться без работы, возможность остаться без жилья, невозможность получить нормальное образование для людей с низкими доходами в отличие от советского времени. На самом деле список тем, подвергаемых цензуре в КВНе, гораздо шире того, что я перечислил, просто статья и так уже перевалила за пределы, допустимые для статьи на сайте. А те, кто считают, что «вот нынче цензура, а вот раньше…», просто не видят очевидных вещей в КВНе и чьи интересы он обслуживает — и это-то и есть самое странное.

Напоследок практический совет для тех молодых людей, которые подумывают, стоит ли связываться с КВНом. Стоит, если ты отдаешь себе ясный отчет, куда именно влезаешь, и каковы правила игры на самом деле. Самое глупое в жизни — это подмахнуть контракт не глядя, или влезть в движение, цели хозяев которого радикально расходятся с твоими целями. Поэтому:

1. Если ты левый, не связывайся с КВНом — тебе явно не по пути с ними. Впрочем, левые в КВН и не играют из-за тех самых фильтров, установленных его верхушкой.
2. Если ты верующий человек, не связывайся с КВНом — юмор вообще плохо стыкуется с религией, и трудно представить набожного человека, способного шутить при этом в стиле КВНа (а уж тем более Камеди Клаба).
3. Если ты националист, не связывайся с КВНом — он в плане состава крайне интернационален, и выдвигать лозунги «За Русь» тебе на играх не позволят, а заставят петь нечто противоположное.

spirit1984

От редакции:
1. В рубрике «мнения» публикуются размышления о КВН, присланные посетителями сайта.
2. Если есть, что сказать, присылайте свои статьи.
3. Мнения редакции могут не совпадать с публикуемыми материалами.


Поделитесь постом с друзьями:

Рейтинг за неделю:

    Объявления


    Самое-самое:

    Самые обсуждаемые:




     Апрель 
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    282930    
           

    Основные темы:

    Избранное: показать


    © КВН для ВСЕХ. 2001 - 2020.

    Мнение редакции может не совпадать с публикуемыми материалами.
    Более того, могут не совпадать мнения внутри самой редакции.
    Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам и редакции сайта "КВН для ВСЕХ".
    Перепечатка возможна только с разрешения редакции. При цитировании ссылка обязательна.
    Rambler's Top100   Rambler's Top100