Регистрация | Войти || [pda.kvnru.ru]
21.04.14 19:46

Поскольку после публикации первой и второй части статьи развернулась бешеная дискуссия по поводу того, была или нет реально цензура в 90-е, и что понимать под цензурой 2000-х, я решил специально показать тему, по поводу которой КВН активно вышучивал систему в 80-е, но которую обходил впоследствии, хотя после перевода России на рыночные рельсы по этому показателю наблюдалось резкое ухудшение. Это специально к вопросу о том, что вообще у КВНщиков актуально и кто это определяет.

КВНщики с домом, а кто-то без дома

«В КВНе хорошие люди, вот только квартирный вопрос испортил их.» © Почти Булгаков.

Собственно, одним из самых актуальных вопросов жития в любой стране в любую эпоху является жилищный вопрос. Трудно представить себе тему, которая может волновать людей больше. Все-таки честные выборы, митинги оппозиции, свобода слова и т.д. волнуют обычного человека гораздо меньше, чем вопрос «Где мне жить?».

Чтобы не быть голословным, приведу некоторую статистику с официальных сайтов — ввод жилья. Скажем пару хороших слов о ситуации в стране после лихих 90-х. Первые два срока Путина наблюдался уверенный рост строительства объемов жилья. К 2008-му он достиг пика в 64 млн. кв. м., после чего начался спад в связи с финансовым кризисом. В принципе страна достигла как раз тех объемов жилищного строительства, которые мы имели в советское время. Это что касается хорошего, однако ситуация неоднозначна, поэтому упомянем про плохое:

1. Достигли мы объемов времен застоя. Мы вовсе не достигли в 2000-е пиковых показателей строительства, которые были в РСФСР как раз в годы перестройки (при всей моей личной нелюбви к Горбачеву, я не стану отрицать того факта, что именно при его правлении в России стали строить так много, как никогда ранее) — когда начало возводиться уже по 70 млн кв. м. жилья в год. Показателей времен перестройки мы достигли лишь в прошлом году. Вот здесь со ссылкой на Россгостат даны показатели за прошлый год. Т.е. только 25 лет спустя мы смогли наконец-то достичь показателей советского времени. Это интересно сравнить с тем, как страна пережила предыдущие катаклизмы. В XX веке страна при советской власти пережила две крупных катастрофы, приведших к резкому сокращению производства и строительства жилья. Первая — это гражданская война, закончившаяся в 21-м. Уже в 1925-м году промышленность достигла по объемам уровня 1913 года, а в 1926 даже превзошла его. Вторая — это Великая Отечественная Война, когда немцы целенаправленно демонтировали и разрушали здания на оккупированной территории. Тем не менее, в ходе «восстановительного периода» первой пятилетки после Победы промышленность смогла достичь довоенных показателей производства и строительства. Это так, чисто для сравнения — то, на что у нас при социализме уходило максимум лет 5, при капитализме ушло аж 25 лет.

2. Эти приличные показатели были достигнуты к концу второго срока Путина. А все 90-е строилось очень мало. А в том же 2003-м было введено всего 36 млн. кв. м. — что по меркам той же эпохи «застоя» очень уж медленно и мало. Т.о., у нас имеется фактически более чем 10-летний недострой, который никто компенсировать даже не собирается. Чтобы скомпенсировать этот провал, нужно на какое-то время резко увеличить объем строительства, однако для этого необходимо нарастить строительные мощности. Ведь рост начала 2000-х и сегодняшний достигнут за счет запуска старых линий, доставшихся в наследство от социализма. Поэтому планы увеличить ввод жилья до 100 с лишним млн. кв. м. в год, упомянутые в статье выше — выглядят не очень внушающими доверие.

3. Строительство стало сильно неравномерным. Теперь строятся не только типовые однушки, двушки и трешки, как раньше, а строятся еще и такие хоромы, как жилье той же Васильевой. Чудес не бывает, и если один человек живет на такой огромной площади, то кто-то вынужден ютиться на гораздо меньшей площади.

4. Законы по сравнению с советскими сильно изменились. Раньше право на жилье было конституционным — т.е. не мог человек остаться вообще без жилья. После 1991 это право исчезло, теперь государство не обязуется обеспечивать людей жильем. Частный бизнес тем более ничего такого не обязан. Мы перешли к рынку, в котором бездомность является структурным элементом. Неважно даже, сколько мы возводим жилья в год, важно, что бездомные существуют теперь в обязательном порядке, и это норма вещей.

5. В законодательстве идет постоянная борьба, изменяющая законы в жилищном плане под структуру капитализма. Скажем, до 2003-го продолжала действовать норма жилищного кодекса РСФСР, запрещавшая выселять людей за неуплату коммунальных платежей. Надо отдать должное законодательной власти (кстати, попробуйте найти в ее адрес хоть одну хвалебную шутку в КВНе по этому поводу), она жестко била исполнительную власть по рукам за такие попытки, а судебная власть заворачивала в 90-е все иски исполнительной по попыткам выселить должников из их квартир, ссылаясь именно на эту норму. После 2003-го левая оппозиция утратила большинство в Госдуме, и эта норма была сразу же убрана — отныне должников выселять за неуплату можно. Т.е. жилья-то может возводиться сколько угодно, однако если у тебя нет денег оплатить коммуналку — ты лишишься своего жилья очень быстро. А платежи по ЖКХ возросли неимоверно по сравнению с советских временем, когда их никто даже толком не замечал.

6. После 2003-го и вплоть до наших дней реформы ЖКХ идут в том же направлении. Например, с государства сняли обязанность производить капитальный ремонт жилья. Теперь эта обязанность возложена на собственников жилья. Те, кто спешно приватизировал квартиры в свое время, будут производить капитальный ремонт за свой счет.

7. Отменена очередь на жилье. Точнее, не совсем отменена, но она крайне резко сократилась по сравнению с советской эпохой. Теперь практически все жилье в стране люди вынуждены приобретать за свои деньги. Точнее, денег своих на это практически ни у кого нет, поэтому люди вынуждены лезть в долговую петлю и идти к банкирам.

Я привожу такое подробное описание статистики специально для искренне верующих, вроде Ворона, что 90-е были временем некой свободы в КВН, а в 80-х вся цензура в КВНе была со стороны партии. Интересно посмотреть, как КВН реагирует на эту тему на обозримом временном отрезке. По идее, если цензуры в КВНе не было, то мы должны были бы видеть следующую картину. В 80-е КВН шутил бы на эту тему изредка, вяло и чаще всего в положительном ключе (ведь именно в те годы мы вышли на пиковые показатели, которых в России до этого было никогда). В 90-е, когда строительство новых домов было практически парализовано, это, по идее, должно было стать в КВНе темой номер один. Этому должны были посвящать темы игры, номера, миниатюры и т.д. Начиная с 2000-х, накал должен был постепенно спасть, в связи с тем, что строительство жилья резко росло в объемах, зато должна была появиться масса шуток про алчность банкиров и ужасы ипотечной системы, а также изменения в законах, которые фактически сводят на нет сам рост строительства.

Любителям мифа о том, что вот в 90-е цензуры в КВНе не было, а вот 2000-х она появилась, хочу заметить, что эта цензура со стороны Кремля, о которой так любят поговорить, не должна была сказаться на этой теме. Ведь государство сейчас не отвечает за строительство жилья, оно из этой сферы ушло в результате реформ — теперь практически все строительство частное, и критика этой сферы не особо государство затрагивает. Вдобавок раньше (в советское время), когда всей этой отраслью заправляло именно государство, дела были гораздо лучше, поэтому критика нынешнего положения со строительством и раздачей жилья государству даже выгодна — она выставляет его в хорошем свете по сравнению с частным сектором. Кроме того, даже сейчас это подтверждается на практике. В АиФ в № 11 за 2014 год приведена интересная статья «Дом кооператоров», где рассказывается про опыт Казани, где жители с помощью государства на паевой основе выстроили дом. По итогам цены на жилье в этом доме получились в два раза дешевле, чем у частных строительных компаний. Так что про государство и его участие в строительстве можно даже отозваться положительно. Критиковать государство следует за недостаточное присутствие в этой сфере.

Ну а что же на самом деле мы наблюдали в КВНе? В 80-х КВН отметился рядом номеров на тему того, как у нас плохо строят. Практически с самого начала. Здесь нельзя не упомянуть знаменитый (а сейчас можно даже сказать «печально знаменитый») номер «Вываливай» в исполнении ВИСИ. В комментариях к первой части отметился Гендин, поскольку я подверг анализу номер ДГУ про хозрасчет. Он заявил, что нисколько не сожалеет о том, в чем тогда участвовал в 80-е. Хотелось бы узнать у авторов команды ВИСИ — они тоже ни о чем не сожалеют, и реально считают, что этот номер правильно показывал советскую строительную отрасль? И не поменялось ли у них мнение об этом номере на фоне того, как строят сейчас?

Впрочем, не только ВИСИ тут отметились, тут пошутили многие. Тут и одесситы со своим диалогом о стройке:
«- Ну вы посмотрите, сколько всего закладывали, сколько всего строили.
- Столько закладывали, и почти ничего не построили?
- А потому что не столько строили, сколько закладывали при строительстве.»

Тут и команда ЛМИ-1 отметилась со своей шуткой «Раньше строили на себя, а получалось на века. Теперь строят на века, а получается только на себя, иначе не получается». Это, надо понимать, они намекали, что в Российской Империи, где 80 процентов населения было сельским и жило в деревянных избах, строили реально лучше, чем в индустриальном развитом СССР конца 80-х. Интересно, они так до сих пор считают?

Но самое интересное даже не это. Наступил 1992 год. СССР исчез. Почему-то вместе с социализмом исчезло и массовое строительство жилья тоже — как с этим обстояло дело в 90-е, думаю, помнят многие. Ну и как же КВН на это отреагировал? Честно говоря, затрудняюсь сказать, потому что упорно не могу найти номеров и шуток в 90-е, посвященных этой теме. Т.е. она особо никем не затрагивалась, притом, что стала гораздо актуальней.

В 2000-х тема начала изредка проскакивать. Однако в основном она проскальзывала в плане дороговизны жилья в Москве. Например, Пирамида показывала номер на тему, где осетинец пытается приобрести несколько квадратных метров в квартире Москвы — потому что вся квартира не по карману. Иногда, но очень мельком, затрагивается тема ипотеки. Например, у Пятигорска (нового) в номере про свадьбу. Однако тема того, сколько же жилья возводится сейчас, и сколько возводилось в советские годы, и как оно распределялось тогда и сейчас — обходится гробовым молчанием. Лично пересмотрел в свое время игры в высшей лиги утомленных солнцем и старой команды Пятигорска (это как раз начало 2000-х, когда жилья возводилось все еще мало) — у них нет ни одной шутки на эту тему. Другие команды я так внимательно не смотрел, может быть, кто-то активно это вышучивал?

Т.е., иными словами — актуальность темы в КВНе явно противоречит фактическому положению дел. Когда в 80-е положение в этой области было относительно сносным, КВНщики шутили почем зря на эту тему, как же убого у нас все обстоит в области жилья. Когда в 90-е начался реально ужас в этой отрасли, тема была фактически моментально свернута, как будто она никого не интересует. А это порождает вопрос «Кто определяет в КВНе, что актуально для юмора, а что нет?».

На мой взгляд, причина проста. В 80-е за строительство отвечала советская система, поэтому КВН критиковал этот аспект, ратуя за переход на рыночные рельсы. Теперь государство официально не отвечает за строительство жилья, этим занимается частный сектор. И он справляется с этим явно из рук вон плохо (во всяком случае, гораздо хуже, чем до этого делало государство). Но критиковать частников, в первую очередь нынешнюю финансовую и промышленную элиту (а не государство) АМиКу явно не с руки, поэтому, невзирая на рост актуальности темы, о ней молчат. Если проще — с жильем конкретно у верхушки АМиКа сейчас гораздо лучше, чем в 80-е, поэтому для них эта тема неактуальна. Актуальна ли она для простых людей — никого в КВНе никогда не волновало.

КВН и медицина

Это еще одна ключевая по важности тема, о которой КВН, по идее, должен шутить очень много. Ведь вопрос здоровья и «Что делать, когда заболел?» является таким, который человек при всем желании проигнорировать не может. Даже здоровый молодой человек чаще всего интересуется такими вещами.

Ключевым же для нашей темы является радикальное изменение в области медицины, произошедшее в начале 90-х — это переход от принципов социализма, согласно которому право на лечение было именно конституционным и бесплатным, теперь же мед. обслуживание стало внезапно платным — т.е. из права неотъемлемого оно стало зависящим от платежеспособности пациента. Это был радикальный разрыв, который проявился сразу самым драматическим образом уже в 1992 году. Подробностей этого я перечислять не буду, слишком уж они жестоки и печальны.

Однако нас интересует не фактическое положение дел, а то, как оно коррелирует с шутками в КВНе. В 80-х на эту тему шутили много. Была даже целая команда врачей из ЛМИ-1. Именно они отметились еще в 1988 удивительно пророческой шуткой «Здоровье дороже всего. Именно поэтому на него всегда не хватает денег». Удивительно здесь даже не то, что это оказалось пророчеством, а то, что зал воспринимал эти шутки без удивления — хотя это был повод задуматься. Конкретно в 1988 мало кто еще сталкивался с проблемой, что не может оплатить лечение. Такая ситуация возникла гораздо позже. В первой части статьи я упоминал о том, как ребята из ДГУ призывали перевести врачей на хозрасчет.

Чем это кончилось по итогам после 1991 — знают все. Однако интересно, что тема практически исчезла из шуток КВНа, начиная с 1992-го — именно в тот момент, когда проблема встала в полный рост! Во-первых, команды врачей практически перестали появляться в большом КВНе. Во-вторых, КВН ни слова не говорил о том, что в результате развала медицины (и санэпидемиологичесх служб) к  нам начали возвращаться удивительные болезни, которые были ликвидированы Советской властью еще в 20-е, после гражданской войны.

В 2000-е годы КВН тоже особо эту тему не педалировал. Особенно радует полное игнорирование этой темы в 2006-м, когда 22 марта прошла пресс-конференция в Госдуме на тему «Россия — без лекарств. Нужны экстренные меры». Желающие могут найти в интернете ссылки по этой теме. Речь идет о том, что в России к этому моменту было практически полностью парализовано собственное производство антибиотиков — при том, что еще в годы перестройки это была мощнейшая отрасль. Попробуйте найти хоть один номер в КВНе на эту тему — это никому не было интересно.

Причина здесь та же, что и с жильем. За производство антибиотиков государство сейчас официально не отвечает, как и на Западе (хотели свободы и рынка — получили по полной программе). А критиковать за это нынешних финансовых магнатов КВНу не с руки, поскольку АМиК явно не желает ссориться с нынешними хозяевами жизни.

Хотя нет, кое-что было, должен признать. Например, в 2004, когда игру посетил Путин, ребята из Пятигорска в конце своего выступления обратились к нему с шутливым пожеланием «Хотелось бы, чтобы работу учителей и врачей оплачивали не только ученики и больные». Пожелание совершенно бредовое, безусловно. При чем здесь президент-то? С какой стати при капитализме работу учителей и врачей должны оплачивать не клиенты, а кто-то другой? Разве в тех же Штатах работу врачей оплачивают не пациенты (пусть и через систему страховых взносов)? Следует ли понимать так, что ребята из Пятигорска просили в порядке исключения ввести назад «немного социализма», хотя бы в области медицины? Вопрос интересный, но, судя по другим их номерам, они убежденные противники советского строя. Так что это их пожелание лежит за пределами рациональности — регулярно пиная «проклятый совок», они при этом выражали недовольство, что в новые времена за медицину приходится платить, не понимая, что это логическое следствие отказа от социализма и перехода к демократии и рынку.

КВН и наука

Эта тема является одной из важнейших как для граждан, так и для КВНа. Для людей это важно потому, что от состояния науки прямо зависит и состояние промышленности, и обороноспособность страны. Для КВНщиков это важно вдобавок еще и потому, что именно научная и вузовская среда породила КВН как таковой — он изначально появился как студенческая игра, в которую играли еще и научные сотрудники зачастую.

Во второй части я уже писал о том разгроме, которому подверглась в 90-е годы база КВН — собственно вузы, институты и прочие научные и образовательные учреждения. Из них и рекрутировались тогдашние команды, они назывались в их честь. 92–93 годы были исключительно жесткими — тогда финансировании Академии наук было моментально урезано чуть ли не в 10–20 раз. Именно ученые как социальная группа понесли в результате этих реформ наибольший урон — ученые оплачивались действительно неплохо по советским меркам, а в начале 90-х стали влачить нищенское существование. Но дело даже и не в зарплатах, а в том, что в результате сокращения финансирования вести научные исследования стало зачастую просто невозможно.

Именно этот факт сделал многих ученых, в 80-е бывших сторонниками перестройки, в 90-е убежденными сторонниками советского строя — самый яркий пример это Алферов, о котором речь чуть ниже. Причина здесь в том, что советская наука была порождением советского строя, была нужна сверхдержаве. Для периферийного капитализма страны третьего мира, который и начал у нас формироваться после крушения социализма, такая наука просто не нужна, на нее нет запроса.

Ну а как же отреагировал на это КВН? По идее, большинство команд, вроде бы укомплектованных учеными, тоже должны были резко «полеветь»? А что случилось на самом деле? В реальности именно в 92–93-м КВН начинает резко отходить от политики, что просто невероятно, учитывая, какие удары наносили тогда политики по научной системе. Логичное объяснение здесь только одно — новый режим устраивал верхушку КВНа, поэтому командам вежливо, но властно намекнули не критиковать особо новый режим.

Заметим, что это объяснение и самое приличное — что команды хотели шутить на эту тему, но им запрещали. Потому что если исходить из того, что в 90-е в КВНе цензуры не было, а команды шутили о том, что актуально для них, то тогда вырисовывается очень странный облик команд, равнодушно взиравших на агонию научной системы. Вот как относиться, например, к командам УПИ и ДПИ, если поверить свидетельству Маслякова о том, что они в 93-м при объединении в «Дрим-Тим» договорились на первую игру не писать ни одной политической шутки вообще? Если они это сделали добровольно, то возникает ряд вопросов. Неужели им реально было неинтересно катастрофическое положение, в котором оказались эти два вуза (как и большинство остальных)? Неужели их реально не интересовало катастрофическое положение их же коллег по этим учреждениям? Чего далеко ходить — примерно в те годы глава физиков-ядерщиков покончил с собой от стыда перед голодающими подчиненными, которым по несколько месяцев не платили зарплату, хотя не он отвечал за эти выплаты и повлиять на это не мог. В этой ситуации отход КВНа от политики и переход к более актуальным темам выглядит просто невероятным — неужели КВНщиков не интересовала судьба тех организаций, что породила большинство тогдашних команд?

1996 год стал символическим — это был первый год, когда чемпионом Высшей лиги стала команда, не названная в честь какого-то вуза. Впоследствии единственной такой командой за много лет стали лишь БГУ. Но в целом команды ученых и студентов исчезли как явление из большого КВНа.

Особо интересно здесь отметить вот что. В 2000-м впервые за много лет российский ученый получил Нобелевскую премию. Характерно, но КВН об этом даже не пытался пошутить. И дело тут даже не в том, что Алферов член КПРФ и никогда не скрывал своих политических убеждений. Когда впоследствии премию получил покойный Гинзбург (если верить википедии, человек либеральных убеждений и даже регулярно голосовал за СПС и Яблоко), об этом КВН тоже не упомянул — в те времена я активно смотрел Высшую лигу и не заметил шуток на эту тему. Наконец, не так давно третью премию получили Гейм и Новоселов — и опять практически полное умолчание. Не актуально это для КВНщиков.

Судя по всему, для КВНа более актуален спорт. Во всяком случае, наши спортивные достижения КВН регулярно упоминает в патриотическом ключе. А вот Нобелевские премии нет. Дело тут в том, за что именно были получены эти премии. Алферов и Гинзбург получили свои за достижения советских времен — нынешние власть имущие к этим достижениям никакого отношения не имеют. Гейм и Новоселов получили свою премию за достижения уже после крушения СССР — но только вот беда, они как раз уехали из страны, поскольку не могли здесь толком заниматься наукой при новых рыночных отношениях. Т.е. сказать об этих премиях довольно сложно так, чтобы не упомянуть об этом факте.

Следует заметить, что КВНщики не только не замечают катастрофического положения науки (как фундаментальной, так и прикладной), но еще и периодически измываются над тем, какие убогие изделия производит наша промышленность из-за бед науки. Чего далеко ходить — например, номер про страшилки Днепра, в котором они шутят про то, что «нет сердца у главного конструктора Автоваза». Аналогично высказались ребята из Примы — см. сюда. Ну что же, специально для ребят из КВНа небольшая справка из вот этой статьи — Автоваз потратил на разработки в 2012 1.7 млрд. рублей, а Volskwagen — 12.8 млрд. долларов, или в 263 раза больше. В этих условиях издеваться над дизайном и видом наших машин могут только люди, не имеющие никакого отношения к науке или производству, и даже не представляющие, насколько сложно сделать даже самый убогий автомобиль. Наоборот, стоило бы в ноги поклониться конструкторам Автоваза за то, что при таких ничтожных финансовых ресурсах они умудряются проектировать так, что машины Автоваза выглядят еще более-менее вменяемо. Кстати, интересно, что КВН, пинающий Автоваз, почему-то особо не шутил об идеях Прохорова сконструировать Ё-мобиль. При этом на весь цикл разработок и производства олигарх отвел от щедрот своих аж 170 млн. долларов, в результате чего конец был немного предсказуем. Не так давно было объявлено, что проект Ё-мобиля свернут. Вот над кем следовало-то смеяться, а не над несчастными конструкторами Автоваза — они хотя бы умудряются довести свои разработки до стадии промышленного производства.

Впрочем, не только над наукой издевались КВНщики. В последние 20 лет была практически полностью разрушена система профессионального рабочего образования — ФЗУ и ПТУ. Собственно, именно выпускники этих заведений в конечном счете все и производят, а не креативный класс. Над этими ребятами в КВНе стало хорошим тоном измываться и демонстрировать их в крайне убогом свете — вот, например, номер от 25-й. Уровень интеллекта девочек из 25-ой поражает, в 80-е такой номер в КВНе вызвал бы грандиозный скандал, его бы просто не пустили в эфир. Было бы крайне интересно посмотреть в этом контексте на жилище Юли Ахметовой — кто его построил? Неужели она сама, или может быть все-таки выпускники тех самых ПТУ и ФЗУ? А кто проложил трубы и другие коммуникации к ее жилищу — неужели ее напарницы по команде? Такой антирабочей фразеологии и имиджа, как в этом номере, в советское время на телевидении просто не потерпели бы, а теперь это норма. Не только в КВНе, а на телевидении вообще — это следствие нынешней идеологии, где любой, кто работает руками, а не стрижет купоны — безусловный неудачник.

Впрочем, в последнее время в большом КВНе стали вновь появляться команды, хотя бы визуально имеющие отношение к науке и технике. Ярчайшим примером последних лет, безусловно, является команда Физтеха, которая даже своим видом напоминает команды 60-х. И эти ребята действительно продемонстрировали хороший пример левого КВНа — каким он мог бы быть. Я имею в виду их номер «Письмо в будущее». В нем действительно показано критически сравнение социализма и нынешних времен. Особенно радует вполне четкая мысль, показанная на примере вагонов и поездов, что нынешняя система живет на ресурсах той, советской. Да и сравнение милиции и полиции очень показательно.

Но этот номер ребята из Физтеха сделали, когда были в андерграунде, пока не добрались до большого КВНа на ТВ, где они были вынуждены резко сбавить обороты — критиковать нынешнее положение вещей и состояние научной отрасли им не дают. Однако они смогли в этом сезоне сделать, пожалуй, первый номер за последние лет 20 в КВНе, где советская действительность была показана в резко позитивном свете, и было сказано, что нам есть чем гордиться в этом прошлом. Подобный номер внушает надежду. Но смогут ли ребята сделать второй шаг и показать нынешних хозяев жизни, успешно угробивших большинство достижений в научно-технической сфере? Не факт при нынешнем руководстве АМиКа. Но следить буду внимательно.

КВН и олигархи

Собственно, одна из ключевых тем, в которой цензура КВНа проявляется особенно ярко. Нельзя сказать, что в КВНе олигархов не показывают, но вот то, как это делают, является весьма интересным.

Немного отмотаем на 11 лет назад. Самым ярким внутриполитическим событием 2003 года стал, безусловно, арест Ходорковского. Тогда была и масса демонстрацией, и бурные дискуссии на телевидении, и прочее. Однако факт остается фактом — самый богатый человек в России на тот момент сел очень надолго. Как же к этому отнесся КВН? Я в те времена был моложе, смотрел КВН активно, тем более — в тот сезон играли сразу две такие культовые команды, как Утомленные солнцем и Пятигорск. Поэтому я просмотрел в том сезоне практически все игры. И вот что удивительно — я что-то не припоминаю шуток на эту тему.

Конечно, я могу ошибаться, возможно, где-то кто-то мимоходом про это и упоминал, но в целом эта тема КВНщиками практически не затрагивалась. Видимо, это было неактуально? Да нет — это обсуждали практически все тогда. И позиция людей, согласно опросам, в основном была недовольством — но не тем, что Ходорковского посадили, а тем, что посадили только его одного, а его «коллеги» остались на свободе.

КВН эту тему не затрагивал, потому что выступить в защиту осужденного олигарха КВНщики не могли. Это вызвало бы возмущение населения да и негативную реакцию со стороны власти. Однако и отзываться одобрительно об этой посадке в КВНе никто не стал. Что за щепетильность такая, станет понятно, если посмотреть внимательно, как в КВНе показывают остальных олигархов. Фактически их никогда не показывают с критической стороны. Хотя население до сих пор, даже 20 лет спустя, считает, что эти ребята просто вовремя оказались в нужном месте и урвали свои богатства за счет приватизации и пресловутых залоговых аукционов. И эти олигархи ничего такого полезного обществу не создали, что оправдало бы их богатства. Иными словами, они просто украли все свое состояние. Билл Гейтс дал нам Windows, Стив Джобс дал нам iPhone, что дал нам Ходорковский, Прохоров или Потанин, чего у нас не было бы, не существуй этих персонажей?

Ярчайшим примером той самой цензуры является то, как показывали Михаила Прохорова те же Камызяки в сезоне 2012-го. Посмотрите сами для интереса. Фактически об олигархе как таковом не говорилось ничего вообще. Пародировались скорее его внешность, манера разговаривать, ну еще он забавно танцевал. Эти пародии по сути никак его не критиковали и ничем ему не угрожали. Фактически Камызяки (осознанно или нет) занимались созданием доверительного имиджа олигарха. Эта технология впервые появилась у западных политиков 70-х, которые начали внезапно в предвыборных кампаниях демонстрировать народу, что «я такой же простой парень, как и вы» — для этого специально демонстрировались какие-то недостатки личности и прочее — чтобы произвести захват аудитории. Эта технология известна очень хорошо пиарщикам. И то, что ее применили в отношении фигуры, к которой большинство населения относится враждебно, очень показательно. Интересно, понимают ли сами Камызяки, как это выглядит? Или понимают, но редактура заставила их так показывать олигарха?

При этом Камызяки в своей пародии почему-то не отразили собственно идеи Прохорова, которых он даже и не скрывал никогда. Например, предложение увеличить рабочую неделю с 40 до 60 часов, которая в свое время вызвала дикий скандал (при том, что она шла вразрез с международными соглашениями об охране труда, которые подписала РФ). Камызякам следовало бы предложить в этой пародии в шутливой форме самому Прохорову поработать по 12 часов в сутки, и посмотреть на его реакцию. Но нет. Видимо, сказалась та же случайность, по которой КВНщиков 80-х абсолютно не интересовала перспектива безработицы. КВНщиков нынешних абсолютно не волнует перспектива вкалывать не разгибаясь на благо нынешних хозяев жизни по 60 часов в неделю. А там, глядишь, и 70 часов введут, как в той самой царской России, которую мы потеряли благодаря проклятым большевикам, и которую вот-вот найдем вновь.

Ну и на этом фоне уже не кажется удивительным, что Камызяки не задавались вопросами насчет того, насколько хороший управленец и организатор производства Прохоров. Хотя ситуация с Е-мобилем просто просится в КВНовский номер, но особо на эту тему КВНщики не шутили, во всяком случае в телевизионном КВНе.

Точно так же большой КВН полностью проигнорировал ситуацию с Пикалево, когда Дерипаска своим эффективным менеджментом довел ситуацию до такой точки, что пришлось вмешиваться верховной власти.

КВН и Копирайт

ОК, согласен, этот раздел, возможно, не такой актуальный для большинства населения России и вызван профессиональным интересом автора. Я все-таки программист, и тема копирайта, авторских прав и патентов для нашего брата несколько актуальнее, чем, скажем, для домохозяйки. Однако, в конце концов, КВН последние 20 лет тоже шутил не на самые актуальные темы, как было показано выше, почему же мне нельзя посвятить такой теме один раздел?

Впрочем, сказать, что для населения это неактуально, нельзя. Есть ряд пунктов копирайта, которые затрагивают непосредственно очень многих в нашей стране и прямо бьют по карману.

Во-первых, некто Михалков очень активно лоббировал удивительный закон, который приняли и который теперь обязывает всех производителей оборудования для ввода/вывода и хранения данных, а также для воспроизведения звука и изображения платить 1% налог. Этот налог, естественно, оплачивает потребитель — т.е. любой, кто покупает хоть какую-то современную электронику. Характерно, что КВНщики в свое время показали массу пародий на Михалкова (прежде всего ЛУНА), однако тактично промолчали об этом интересном законодательном акте — на эту тему номеров в большом КВНе нет.

Во-вторых, производители техники под давлением различных лоббистов начинают встраивать в свою технику ряд «улучшений», которые не дают ничего потребителю, а лишь мешают ему нарушить авторское право. Особенно в этом плане радует DRM, которая зачастую просто вторгается в частную жизнь. Говорят, в советское время за всеми следил КГБ, так сейчас его роль на себя любезно взяли транснациональные корпорации, которые каждый ваш чих и попытку добросовестного использования их продукции пытаются обложить данью. Попробуйте найти хоть один номер об этом.

А вообще, спор об авторских правах отражает раскол в обществе по отношению к тому, следует или нет предоставлять кому-то возможность сесть на шею ближнему своему и эксплуатировать его почем зря. И вот здесь мы подходим к главному:

Тема копирайта является самой актуальной из всех возможных для КВНщиков, и цензура в КВНе выражается в первую очередь в том, что шутки на эту тему вырезаются безоговорочно.

Всем, кто читает эту статью, рекомендую для начала прочесть вот эту — в ней один из апостолов свободного программного обеспечения описывает простым доступным языком, каков был изначальный смысл авторского права, заложенный в Конституцию США отцами-основателями США, и насколько этот смысл был извращен впоследствии издателями. Заметим, что авторское право чаще всего трактуется как заботящееся об авторах, хотя основные прибыли с него имеют издатели.

Так вот, читая эту статью, нельзя отделаться от мысли, что что-то похожее произошло с КВНом. Напомним историю, как было дело. Многие наверняка в курсе, что КВН был когда-то просто общественным движением и студенческой игрой. Но затем он стал коммерческим предприятием, но когда именно это произошло? Произошло это в 1990-м году, когда появилось такое объединение, как АМиК. Создание этого объединение было, что называется, «ногой в двери». Характерно, что никакого отражения в номерах команд это событие не получило. Пересмотрите сами архив игр тех лет, те, как это сейчас называется, «культовые» команды классического КВНа — ни одна не обмолвилась об этом ни словом! Вот это цензура, которая в КВНе 60-х никому даже привидеться не могла.

Дальше больше. Постепенно сам термин КВН стал торговой маркой АМиКа. Во-первых, КВН изначально это марка телевизора, в честь которого и была названа игра. Следовательно, по идее, даже сейчас можно оспорить законность этой торговой марки в суде, поскольку приоритет явно за предприятием-производителем этих телевизоров. Во-вторых, КВН как игра был придуман не владельцами АМиКа, а Муратовым, Яковлевым и Аксельродом. Создатели игры никогда официально не передавали авторских и смежных прав на игру АМиКу, и это тоже основание для того, чтобы оспорить законность этой торговой марки.

Еще одним интересным проявлением понимания АМиКом авторских прав стал запрет для КВНщиков на участие в сторонних теле-проектах. Это постановление существует очень давно, судя по всему, еще с начала 90-х, однако ни одна из культовых команд тех времен не отразила этот факт в своих выступлениях. Так же, как никто не задается вопросом, а кто и на каком основании принял такое постановление. Понятно, что любой работодатель достаточно негативно относится к известию, что его работники в свободное время подрабатывают где-то на стороне. Однако, во-первых, по закону работодатель не может запретить работнику устроиться на вторую работу, во-вторых, АМиК для команд — НЕ работодатель. Если он работодатель, то почему он командам не платит за их выступления? Какой-то странный работодатель, согласитесь.

В принципе, таких проявлений и спорных моментов в КВНе много. Особенно поражает вот что. В прошлом году команда МГИМО сделала номер с новыми русскими бабками. А вот что не так давно по поводу этого дуэта заявлял тогдашний редактор Высшей лиги в интервью АиФ:

«Бабкам хотелось бы сказать только одно: «Ребята, воровать во все времена было нехорошо!» — поделился наболевшим с «АиФ» редактор КВН Андрей Чивурин. — Нередко участники команд подходят и жалуются, что этот дуэт попросту ворует их материал. Впрочем, претензии по плагиату у КВН есть ко многим сатирикам и юмористам, в том числе к самым маститым».

Какое горе, в самом деле. Крокодиловы слезы, честное слово. Чивурин забыл сказать о том, что сам АМиК пользуется шутками команд, ничего им за это не выплачивая. Раз так, то фактически он их ворует. Обычно сторонники АМиКа аргументируют дело тем, что командам предоставляется эфир на Первом канале, а это дорогого стоит. Во-первых, кто и когда дал АМиКу такое право, определять доступ команд к эфиру Первого канала, и на каком основании? Во-вторых, то, что АМиК выпускает КВНщиков на большой экран — не дает права вообще не платить командам за материал и их выступления. Джеймс Кэмерон нанял Сэма Уортингтона на главную роль в «Аватаре», когда Сэм был никем и ночевал в машине. Однако Сэму был выплачен гонорар за съемки в фильме, и Кэмерон не рискнул заявить, мол, я тебе такую путевку жизнь даю, ты потом на этом заработаешь.

Собственно, все эти курьезы с авторским правом, и гробовое молчание команд по этому поводу, свидетельствуют об одном простом факте. Вы никогда не замечали, как сами КВНщики в массе своей себя обозначают? Это очень показательно, как они сами себя называют. А называют они себя словом тусовка. Это очень интересный термин. Согласитесь, невозможно представить, чтобы Ленин в узком кругу однопартийцев в неформальной обстановке вдруг начал обращаться к ним со словами «Дорогая тусовка», как это сделала Картункова на прощальном выступлении в Сочи в начале этого года. Это было бы очень странное обращение. А называют они себя так, потому что:

Масса людей, играющих в КВН за последние 25 лет, так и не оформилась в профессиональное сообщество, осознающее себя как отдельный класс и имеющее свои классовые интересы.

Нет, на уровней отдельных личностей КВНщики может быть и умны и сообразительны, и свои интересы понимают, однако в плане КВНа как движения в целом — единственной организованной силой там является АМиК, а вот все остальные пока что не оформились в профессиональное сообщество. Для этого есть масса признаков. Во-первых, отсутствие кодекса профессиональной этики, что проявляется, например, в клевете (см. раздел ниже). Во-вторых, отсутствие профсоюза или гильдии, которая бы отстаивала их интересы. Для КВНа немыслима забастовка, скажем, сценаристов, как это было в Голливуде. Или забастовка игроков, как это сделали хоккеисты НХЛ, конфликтуя с боссами лиги по поводу гонораров. В-третьих, КВН как сообщество не имеет право голоса при внесении изменений в правила игры. КВНщиков как таковых никто не спрашивает. В-четвертых, КВНщики не могут сами выбрать и уполномочить кого-то, кто представлял бы их в переговорах с телеканалами по поводу продажи продукции. Сейчас у нас имеется цепочка «Первый Канал — АМиК — КВНовские команды». Эрнст вполне рационален — ему все равно, у кого покупать продукты юмора, у АМиКа или непосредственно у сообщества, если цена и качество приемлемы. Поведение АМиКа тоже рационально как посредника — он стремится максимизировать свою прибыль. А вот поведения производителя — КВНовских команд — с точки зрения рациональности вообще необъяснимо. Терпеть посредника, который не платит вообще ничего — это очень странно.

В-пятых, когда АМиК расправлялся с той или иной командой, другие команды никогда не пытались эту помешать, усмотрев в том посягательство АМиКа на их интересы именно как класса. То же самое касается и лиг — в истории мифов в конце описано, как закрывали в ходе эволюции КВНа разные лиги. При этом каждый раз руководители других лиг просто хлопали глазами, никак не пытаясь сорганизоваться и помешать такому закрытию. Т.е. эти лиги каждая сама по себе — как сообщество они себя не осознают. Осознают ли когда-нибудь и устроят ли забастовку против монополии АМиКа — вопрос открытый.

Собственно, именно вопрос с авторским правом — главная причина, почему команды левого спектра в большом КВНе не играют. Дело не в их тупости и неспособности придумать смешные шутки. Просто отношение левых к авторскому праву в его современном виде хорошо известно — это инструмент извлечения прибылей и сверхприбылей. И работать на монополию АМиКа, присвоившего себе фактически авторские права создателей игры — да еще и за бесплатно — для левых было бы довольно странно. Если они считают такое положение вещей нормальным, то это какие-то странные левые. Так что левые в большой КВН не играют по этой причине. Почему те, кто играют, мирятся с таким положением, вопрос более чем актуальный. Как говаривал Ленин, «Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб.». Ну, или словами Гете, для тех, кто Ленина на дух не переносит:

«Нет рабства безнадежней,
Чем рабство тех рабов,
Себя кто полагает
Свободным от оков.»

Ну и последнее, касательно авторского права в КВНе, о чем умолчать просто невозможно в свете событий последнего месяца. Недавно промелькнула на сайте новость, что создателю КВНа Муратову требуется помощь для дорогостоящей операции. Ее собирали всем миром — частично КВНщики, частично ученики Муратова. Глядя на это, невольно задаешься вопросом — что за странная ситуация с авторским правом в КВНе, если человек, его создавший, не получил от этого никакой прибыли и вынужден на старости лет обращаться за помощью «всем миром»? Кстати, это вопрос и о медицине — как так вышло, что медицина стала настолько платной, что деньги на любую операцию даже для такого, безусловно заслуженного человека, приходится собирать «всем миром»? Интересно, рискнет ли хоть одна из команд заикнуться на эту тему?

Шутки слева — возможно ли придумать?

Поскольку и к первой, и ко второй части комментаторы упорно задавали вопрос «Как вы вообще представляете себе левые шутки про капитализм, это вообще может быть смешно?», отвечу специально на этот вопрос.

Немного теории. Любая шутка строится на парадоксе, на изломе какого-то стандартного хода, т.е. мы ожидаем одного, а шутка сворачивает немного по-другому. Это даже называется специальными терминами — set up и punch line у американских стенд-ап комиков. Так вот, парадоксов в рыночной экономике и демократии вполне хватает, и это можно использовать в шутках. Более того, многие шутки КВНщиков, высмеивавшие «совок», вполне можно переделать в критику капитализма, лишь слегка изменив текст, но оставив основную идею парадокса.

Возьмем один из самых оскорбительных для левых номеров КВНа 2000-х. Я имею в виду номер старой команды Пятигорска про то, как Маркс писал «Капитал». Вкратце он заключается в том, что Маркс с Энгельсом диктуют о 8-часовом рабочем дне и праве на отдых несчастному секретарю, который уже 24 часа без перерыва пишет их труды, и начинают бить его за отказ работать дальше. Это действительно поставлено смешно, хотя и крайне оскорбительно для многих.

Мне, однако, посчастливилось увидеть оригинал этой сцены. Та же самая идея была в одном из монологов американского комика Дэйва Чапелла, который излагал примерно следующее:

«Если бы машина времени перенесла меня с моим белым другом в прошлое, и мы увидели Вашингтона, то мой белый друг воскликнул бы в восхищении ’О боже мой, это же великий президент Вашингтон!’. Я же убегал бы в ужасе с воплями ’Черт побери, это же Вашингтон!’. Ведь Вашингтон был рабовладельцем, как, впрочем, и многие отцы-основатели США. Так и представляю, как он писал Конституцию США ’Все люди обладают равными правами и свободны от природы… Эй, черномазый, подай-ка мне кофе, живо! И ботинки начистить не забудь’».

Сходство приема вполне очевидно (возможно, кстати, имел место плагиат, не постеснялся же Слепаков со товарищи впоследствии вчистую своровать идею Нашей Раши с шоу Little Britain, да еще и утверждал в интервью, что наша идея является абсолютно оригинальной). Но обратите внимание — при общей схожести номеров американец высмеивал именно капитализм и лицемерие американской демократии, благополучие которой очень долгое время базировалось на рабском труде. Хотя номера выглядят практически одинаково в плане самого построения номера.

Схожие мысли выказывал Луи СК, в одном из своих монологов (этот монолог можно найти в конце обзора BadComedian про стенд-ап, посвященного именно данному комику):

«Возможно, все достижения человечества базируются на рабском труде. Мы смотрим на пирамиды и восхищаемся — как они это построили? Да фараоны просто швыряли рабов на стройку, пока пирамиды не были готовы. Мы восхищаемся в своей стране дорогами и небоскребами — да мы просто завезли кучу китайцев и швыряли их в эти стройки. Даже сейчас — видите у меня в руке новенький телефон? Знаете, откуда он? Да на фабриках, где эти штуки делают, люди нафиг с крыш спрыгивают, не выдерживая темпа работы.»

Я прекрасно отдаю себе отчет, что критика капитализма сама по себе не значит, что комик агитирует за социализм. Луи СК к левым отношения не имеет, конечно. Но хотя бы и критика капитализма сама по себе — это вполне неплохо. Другое дело, что такой монолог немыслим для команд КВНа 80-х. Немыслим он и для нынешних команд — попробуйте найти хоть что-то похожее на это в КВНе.

Т.е. одни и те же юмористические эти можно использовать как для пропаганды левых взглядов, так и для пропаганды рыночных ценностей. Тот факт, что КВНщики использовали эти технологии только лишь для критики «совка» и никогда не пытались использовать эти технологии в пользу левых, очень показателен.

Клевета веселых и находчивых

В комментариях первой и второй части постоянно мелькали мысли, которые меня весьма удивляли. Во-первых, как я уже отмечал во второй части, люди искренне полагают, что КВН должен иметь право критиковать президента на федеральном канале, основным акционером которого является государство. Хотелось бы узнать у них — их не удивляет, почему в шоу Криса Рока на HBO никогда не было шуток про акционеров HBO? Не раздражает ли такая зверская цензура в США? Не удивляет ли их, почему в фильмах Тарантино не может быть критики братьев Вайнштейнов, продюсирующих эти фильмы?

Тот, кто реально считает, что КВН должен критиковать фактического владельца канала, на котором показывают КВН, пусть попробует публично покритиковать босса фирмы, в которой он работает, и посмотрим, как долго такой критикующий удержится на своей должности. Интересно, что никого не удивляет такая цензура на уровне корпорации, но почему-то на уровне государства восприятие меняется.

Но самое удивительное оказалось даже не это. Самое удивительное для меня было то, какой список пунктов привели мне критики, о чем КВН должен был бы шутить, да проклятая цензура не дает. Вот этот список:

1. Шутки про стерхов.
2. Шутки про Ниву.
3. Шутки про то, как президент делает себе инъекции ботокса.
4. Шутки про роман президента с Кабаевой.

Ну что касается шуток по первым двум пунктам, то их КВН делал даже на уровне Высшей лиги. Про стерхов шутили ребята из Кефира, про Ниву шутили Днепры в своих страшных сказках. А вот про последние два пункта гораздо интереснее. Фактически комментаторы требовали дать КВНщикам право на клевету. Они, видимо, искренне полагают, что свобода слова — это возможность клеветать без последствий.

Это неверно категорически, и на Западе у комиков такого права нет. Например, у Криса Рока есть шикарный монолог на тему скандала с Моникой Левински. Однако следует отметить, что эот номер появился только после получения официальных подтверждений — т.е. когда этим делом занялся Генеральный Прокурор США и Конгресс, и Клинтон был вынужден давать официальные объяснения. До этого момента (т.е. пока это было на уровне слухов и не имело официального подтверждения) ни один американский стенд-ап комик на эту тему не шутил. Поскольку в противном случае администрация Белого Дома затаскала бы этого шутника по судам за клевету.

То же самое касается КВНа — он не имеет права искажать факты и фальсифицировать их. Другое дело, что из одних и тех же фактов можно делать разные интерпретации. В частности, левый и правый комик будут шутить по разному по поводу одного и того же факта. Но подделывать их они не имеют права, даже в рамках пародий. Если посмотреть внимательно выступления американских комиков, то можно заметить, что когда они шутят на тему политики, то они в обязательном порядке отделяют исходный факт от той интерпретации и тех мыслей, которые они думают по этому поводу. Т.е. они обычно говорят «По новостям показали, что [факт такой-то]. Что тут скажешь? [Далее какие-то шутки]».

И вот по этому поводу КВНу, кстати, можно предъявить множество обвинений. В основном, конечно, КВНу 80-х, но и КВНу 2000-х тоже можно при желании предъявить. Вернемся еще раз к примеру с номерами Шапелла и команды Пятигорска, имеющим общую идею. Шапелл опирался на надежно установленные факты. Действительно, очень многие в США, ратуя на словах за демократию, были при этом ярыми рабовладельцами. Да чего уж там — сам разработчик философской концепции прав человека Локк вложил свои деньги в рабовладельческую компанию. Для него это не составляло проблемы, поскольку негры и индейцы для него не были полноценными людьми, и на них концепция прав человека не распространялась. Поэтому номер американского комика не является клеветой. А вот номер Пятигорска является — где они конкретно раскопали факты, что Маркс с Энгельсом кого-то так зверски заставляли вкалывать? Однако, конечно, КВН 2000-х в плане клеветы меркнет по сравнению с КВНом перестроечным.

По-хорошему, цензура в КВН должна проявляться в первую очередь в том, чтобы не позволять шутить о вещах, которым толком даже и подтверждения нет. Пока что такой цензуры нет, по большому счету.

А вообще, дискуссия на эту тему в предыдущих частях статьи порождает вопрос — почему поклонники КВНа так настойчиво требуют критики государства? Лично я (да и множество других людей левого спектра) воспринимаю государство как инструмент в борьбе между различными классами — инструмент, используемый одними для подавления других. Совершенно нелепо критиковать государство как таковое, но молчать о тех группах, которые это государство обслуживает. Это все равно, что возмущаться не маньяком, рубящим людей топором, а самим топором (или тем, кто сделал топор) — мол, почему топор такой острый и безжалостный?

Ну и последний животрепещущий пример — это скандал с командой Саратова, и претензиями со стороны администрации. Понять возмущение чиновников можно — ребята взяли деньги у администрации, которые были проведены скорее всего по статье типа «формирование положительного имиджа города в медиа-средства», а затем на эти деньги полили город грязью. Отличный подход. Кстати, в комментариях к этой новости ожесточенные споры. Часть людей реально считает, что КВНщики в данном случае правы. А почему бы ребятам из команды не играть тогда за свои деньги, из собственного кармана оплачивать поездки, гостиницы и т.д.? Почему они занимают (точнее, берут заведомо без возврата) деньги у тех, кого высмеивают? Пусть возьмут тогда денег у Билайна, например, и покажут на эти деньги номер, оплевывающий компанию Билайн, а затем посмотрим на реакцию компании.

Аргументы априори

Предыдущие части статьи и эта тоже в основном использовала аргументы апостериори как доказательство существования цензуры в КВНе — т.е. на основе того, о чем шутили команды на протяжении 25 лет. Однако возможен и аргумент априори — т.е. доказать, что в КВНе имеется цензура на шутки из лагеря левых, можно, не используя анализ игр и актуальных для КВНщиков тем.

Доказать это можно, используя несколько фактов, о которых на данном сайте писали множество раз, и никто никогда всерьез не опровергал.

Факт 1. В результате крушения социализма и перехода к капитализму Масляков получил все — он основал АМиК, и его доходы не сопоставимы с советским временем — о доходах АМиКа и его жадности и наживании на командах писали многие.

Факт 2. Именно Масляков осуществляет конечную редактуру шуток (во всяком случае, в Высшей лиге точно) и именно за ним последнее слово в вопросе, какую команду отправить в какую лигу, или вообще не брать ни в одну лигу. Пойти наперекор его решению практически нереально. Ни о какой демократичности верхушки КВН и речи не идет, она крайне нетерпима к любым посягательствам на монополию АМиКа. Они даже название КВН зарегистрировали как свою торговую марку, хотя, строго говоря, не имели на это права.

Из этих фактов логически следует, что весьма вероятна цензура всех шуток и всех команд, неугодных Маслякову. А шутки, выставляющие в хорошем свете советский строй, и критикующие нынешний строй, давший ему все, являются уж точно неугодными ему лично, независимо от позиции Кремля и Путина по этому вопросу. Вряд ли Масляков заинтересован, чтобы однажды наступили такие времена, когда ему в дверь вдруг постучатся представители ОБХСС и начнут дотошно интересоваться происхождением его доходов. Точно так же вряд ли он заинтересован в том, чтобы на телевидении возродилась такая вещь, как партийный контроль. И дело тут даже не в цензуре шуток, а в том, что при партийном контроле советского образца немедленно будет поднят вопрос, что это за династия ведущих такая на главном канале страны. В советское время такой тандем на телевидении был просто нереален. Точно так же, в советское время было немыслимо, чтобы какой-то человек вдруг установил монополию на название КВН и сделал это торговой маркой. Другими словами, если вдруг в России к власти придут представители левых, верхушку КВНа сразу начнут преследовать, причем даже не по политическим каким-то мотивам, а по уголовным статьям о спекуляции, нетрудовых доходах и т.д. Если вдруг эти статьи вернутся в УК РФ, очень многим в КВНе не сдобровать.

Это очевидно, если исходить хотя бы из классовых интересов верхушки КВН, ну или, если не использовать марксистскую терминологию, исходя из интереса «Qui prodest?». В конце концов, никого ведь не удивляет факт цензуры в церкви — что священникам строго запрещается в проповедях отклоняться от того, что сказано в Библии, и что в церковь никогда не допустят атеиста с его лекциями. Более того, ни один даже самый искренний верующий не станет отрицать этой цензуры, считая ее вполне естественной.

Точно так же, в советском государстве, официальной идеологией которого был атеизм, никто не позволил бы в государственных заведениях вести пропаганду церкви — и это вряд ли возьмется отрицать даже самый искренний коммунист.

Собственно, меня удивил не сам факт цензуры в КВНе, которую я описал в статье. Меня удивило то, что многие КВНщики и поклонники игры искренне считают, что цензура в КВН — это когда КВНщикам не разрешают критически отозваться о Путине. Они совершенно искренне не замечают, что в КВНе с конца 80-х нельзя критически отозваться очень о многом — и многие вещи гораздо актуальнее для людей, чем нынешний президент. Например, возможность остаться без работы, возможность остаться без жилья, невозможность получить нормальное образование для людей с низкими доходами в отличие от советского времени. На самом деле список тем, подвергаемых цензуре в КВНе, гораздо шире того, что я перечислил, просто статья и так уже перевалила за пределы, допустимые для статьи на сайте. А те, кто считают, что «вот нынче цензура, а вот раньше…», просто не видят очевидных вещей в КВНе и чьи интересы он обслуживает — и это-то и есть самое странное.

Напоследок практический совет для тех молодых людей, которые подумывают, стоит ли связываться с КВНом. Стоит, если ты отдаешь себе ясный отчет, куда именно влезаешь, и каковы правила игры на самом деле. Самое глупое в жизни — это подмахнуть контракт не глядя, или влезть в движение, цели хозяев которого радикально расходятся с твоими целями. Поэтому:

1. Если ты левый, не связывайся с КВНом — тебе явно не по пути с ними. Впрочем, левые в КВН и не играют из-за тех самых фильтров, установленных его верхушкой.
2. Если ты верующий человек, не связывайся с КВНом — юмор вообще плохо стыкуется с религией, и трудно представить набожного человека, способного шутить при этом в стиле КВНа (а уж тем более Камеди Клаба).
3. Если ты националист, не связывайся с КВНом — он в плане состава крайне интернационален, и выдвигать лозунги «За Русь» тебе на играх не позволят, а заставят петь нечто противоположное.

spirit1984

От редакции:
1. В рубрике «мнения» публикуются размышления о КВН, присланные посетителями сайта.
2. Если есть, что сказать, присылайте свои статьи.
3. Мнения редакции могут не совпадать с публикуемыми материалами.


Поделитесь постом с друзьями:

Всего комментариев: 39
[ 1 ] -1 (анонимно)  22.04.2014 04:12
Аналогией между государством-акционером и братьями Вайнштейнами автор как бы намекает, что государство — это такой абстрактный независимый организм, с собственным бизнесом, доходом с него и наемными работниками в виде телевизионщиков. Он возглавляет Первый канал (а также ВГТРК, НТВ, Пятый и тд), диктует политику, определяет стратегию развития, конкурирует с другими ТВ-магнатами, видимо, платит налоги с бизнеса самому себе же. Ну то есть государство — это такой капиталист, к нам никакого отношения не имеющий, который просто делает свой бизнес в равных рыночных условиях.

[ 2 ] +1 (анонимно)  22.04.2014 05:33
-1, все правильно кроме "к нам никакого отношения не имеющий"

[ 3 ] _zg_  22.04.2014 16:37
разве команду «саратов» спонсирует администрация города саратова?


[ 4 ] spirit1984  22.04.2014 17:15
to zg

А вот тут — kvnru.ru/04.04.2014/5 — глава города как бы намекает, что они приходят и просят денег на выступление. Да и вообще очень мало кто из КВНщиков играет за свои деньги или сугубо на частные.


[ 5 ] FGH (анонимно)  22.04.2014 17:36
Не читал, потому что уже нечитаемо.

[ 6 ] я_я_натюрлихь  22.04.2014 18:26
Спирит1984! Вас верно покритиковали выше, что слишком много написано, объем текста превышает способности отвыкших читать. Да.
И я тоже еще не дочитала- НО. Вы написали мельком — "Для периферийного капитализма страны третьего мира, который и начал у нас формироваться после крушения социализма…" Эта характеристика стопроцентно верна. Поэтому я вынесла ее сюда, чтоб не очень читающий народ прочел.
Спасибо Вам, Спирит. Ребята, мы понимаем, где мы находимся? Мы не в Монте-Карло. Мы далеко не в лучшем месте. Это надо осознавать. чтоб потом жить и действовать.
Конечно, это не про КВН, а про политику…


[ 7 ] _zg_  22.04.2014 19:31
2spirit1984:
что-то я там не увидел даже намёка, что он им денег дал.


[ 8 ] Presto  23.04.2014 01:45
1) По поводу "Саратова". Если бы автор потратил 30 секунд и нашёл офсайт команды, а на нём раздел "Спонсоры", он бы увидел, что команда спонсируется не городом, а областью + ещё парой частных компаний. saratovkvn.ru/sponsoryi/
Сравнение с Билайном абсолютно некорректно. Откуда и за что получает деньги Билайн, и откуда берёт деньги город?
2) Тема медицины всплывает в КВН не так и редко, это и ТиД с номером про визит Путина в больницу, и Камызякская поликлиника, и даже команда врачей есть ("Будет не больно", позже "Врачи России"), правда выше Первой Лиги пока не поднялись.
3) Темы недвижимости и, тем более, науки нынче не очень волнуют широкую аудиторию, иначе Путин не пользовался бы такой популярностью. Кому не скажешь: "Но ведь Россия ничего не производит, наука в упадке", всегда есть ответ про то, что у нас есть нефть и газ.
4) И тема олигархии тоже уже утихла. Президент вообще пару лет назад заявил, что олигархов мы уже победили, теперь будем побеждать коррупцию. Кто будет говорить о том, что все новые олигархи — друзья Путина?
5) Ну и про ботокс, Кабаева и клевету. Уже писал, что в таком случае всех КВНщиков за последние лет 20 должны посадить в тюрьму по иску от сборной России по футболу.
Даже если оставить это в стороне, помимо стерхов (про которые была ровно одна шутка) были и амфоры, была и тигрица, и другие прикольные истории.


[ 9 ] Totosha (анонимно)  23.04.2014 09:43
Проблема не в том, что в тексте много букофф. Проблема в том, что эти буквы сложены в предельно скучный по форме и весьма странный по содержанию мессидж. Он до боли напомнил мне занудные наставления секретаря парткома вуза на тему — о чем было бы идеологически правильно шутить в КВНе, а о чем низзя. Да, и если что — авторы ВИСИ если о чем и жалеют, то совсем не о том, о чем их строго вопрошает автор.

[ 10 ] foryou (анонимно)  23.04.2014 19:40
Это пример того самого горя от ума, которому Грибоедов посвятил свою великую комедию. У автора много знаний в голове, но мало жизни. Автор имел возможность за два объемных обсуждения понять, что нельзя прикладывать к КВН свои теории, но его тупая упертость так и не дала ему этого понять. И противодействие со стороны сообщества только подогревают эту упертость. Так и представляю себе этого товарища в психушке, связанным смирительной рубашкой, забившись в угол повторяющим, как мантру: в КВН есть цензура, вы просто ее не видите… Жалко, ей богу.

[ 11 ] foryou (анонимно)  23.04.2014 19:49
И еще. Меня не перестает веселить главная претензия автора к КВН — мол, вот сколько происходит там-то там-то, а вы об этом не шутите. Да потому что не хочется, потому что не смешно, вот поэтому не шутят. Что можно было смешного сказать о Ходорковском? А? Ну реально!

[ 12 ] +1 (анонимно)  23.04.2014 23:48
Ходорки у Путина…

[ 13 ] vovse_ne  24.04.2014 00:33
Я вот тоже пытаюсь приложить к КВНу тему "щас мало строят". Пока в панике.


[ 14 ] Данил (анонимно)  24.04.2014 08:14
Я встречался с Ходорковским, и теперь он за решеткой…
А мою сестру в Ростове сам Киркоров материл
И прошу у всех прощения, в Португалию я ездил
Брал автограф Мостового, да и с Ярцевым курил.

- пел Слава Мясников на Юрмальском фестивале.

а по количеству комментариев можно понять, насколько упал интерес к таким опусам.


[ 15 ] spirit1984  24.04.2014 19:51
to Данил

> а по количеству комментариев можно понять, насколько упал интерес к таким опусам.

Вообще-то не поэтому. Это общий эффект для всех статей, которые выкладывают на сайт частям. Подробно этот эффект популярно объясняется на хабре — habrahabr.ru/company/dmlabs/blog/219679/


[ 16 ] spirit1984  24.04.2014 20:00
to Данил

> Я встречался с Ходорковским, и теперь он за решеткой

Т.е. и это все? Т.е. об этом в КВНе упомянули одной строчкой в песне год спустя после самих событий? И потом, из этого текста невозможно понять — они это осуждают, одобряют, относятся нейтрально?

to foryou

> Что можно было смешного сказать о Ходорковском? А? Ну реально!

Вообще-то шуток на эту тему было много — www.peoples.ru/finans/manager/hodorkovskiy/anekdot.html.

И вообще судебные преследования людей вполне возможно высмеивать — вот здесь Крис Рок высмеивает Майкла Джексона в связи с его судебным процессом — www.youtube.com/watch?v=8Lks5haKRAA.

А вот сами КВНщики высмеивают Ходорковского (и как ни странно, Джексона заодно), но в свободное, так сказать, от работы время — на черном КВНе это сделал уездный город такой шуткой (я вежливо передаю):

"Вот Майкла Джексона посадили, но отпустили. А Ходорковского посадили и не отпустили. Отсюда мораль — детей насилуй, а родину не трожь".


[ 17 ] spirit1984  24.04.2014 20:07
to presto

> Темы недвижимости и, тем более, науки нынче не очень волнуют широкую аудиторию, иначе Путин не пользовался бы такой популярностью. Кому не скажешь: "Но ведь Россия ничего не производит, наука в упадке", всегда есть ответ про то, что у нас есть нефть и газ.

Всегда радуют подобные мощные обобщения. Ну раз ваши знакомые так рассуждают, то значит, и все, по идее так рассуждают. А вот результаты опроса ВЦИОМ — wciom.ru/index.php?id=459&uid=113656. В частности, там сказано, что большинство оценок состояния науки — в настоящий момент негативные. Больше всего волнует политика государства в области науки (42 процента). Так что ваши знакомые просто являются непредставительной выборкой общества в целом.


[ 18 ] Данил (анонимно)  25.04.2014 05:45
Первый комментарий с Хабра:
vx,18 апреля 2014 в 09:18#

Вполне закономерно, на мой взгляд. Первую статью открывает гораздо больше людей хотя бы чтобы узнать о чем там пойдет речь. Часть просмотревших добавляет в избранное (чтобы вернуться позже), плюсует и т.п., другая часть понимает, что эта тема не так уж интересна и закрывает (возможно, минусует) статью. Увидев впоследствии вторую статью на эту же тему, народ уже можно поделить на 3 части:
— кто видел первую, заинтересовался — полезут читать и вторую (при этом в избранное, может, и не добавят, потому что в конце первой статьи чаще всего появляется ссылка на последующие части);
— кто не видел первую — возможно даже не заглядывая во вторую часть, полезут читать первую и там уже примут решение интересно им это или нет;
— кто видел первую и не проявил интереса к теме — скорее всего проигнорируют все последующие части.


если говорить детально здесь, то здесь скорее многие видели первую, попробовали подискутировать с автором, поняли, насколько это плодотворно, пришли к выводу, что больше не стоит этого делать.

По поводу песни про Ходорковского — мне она просто вспомнилась, я ее напомнил. Конечно, тема в КВНе не так была популярна, как Сочинская Олимпиада. Но и было это уже при нынешнем руководителе государства, мало кто спорит, что в это время гаечки уже начали закручиваться. Но вряд ли здесь было большое желание у КВНщиков и километрами несли сценарии при МБХ. Думаю, что гораздо больше о цензуре говорят вырезанные слова из песни Камызяка, вырезанная шутка Ласточкина в стэме с Медведем и тд.

А подходить к КВНу как к "школьному сочинению на тему", а ля "Что мы тут скажем и как повлияем на умы" — мне кажется реально из какого-то партсобрания парткома.


[ 19 ] drezna (анонимно)  25.04.2014 10:56
К третьей статье автор скатился к какой-то паранойе что ли… особенно в разделе про "клевету"…
Шутка/анекдот/реприза изначально строится "не на достоверных фактах" — иначе это просто новость и не более.
>> А вот номер Пятигорска является — где они конкретно раскопали факты, что Маркс с Энгельсом кого-то так зверски заставляли вкалывать?
Классика отечественной комедии и реальные факты того времени полностью опровергают автора: кому нафиг в СССР нужны были привезенные бриллианты в "Руке" — куда их тут денешь? / Нахрена воровать в золотой шлем в "Джентельменах", если его не сбыть ну и т.д.

Ну и, собственно, к автору вопрос, который так и напрашивался все три статьи:
- ну что, ждать шуток про Россию/Крым/Украину в принципе от команд?
- если да, то какого цензурирования ждать от редактуры?


[ 20 ] Алексей (анонимно)  26.04.2014 19:07
Сразу через несколько дней после посадки Ходорковского полуфинал Премьер лиги, Красноярск делает большой финальный номер визитки про КВН олигархов и ФСБ. Насколько я помню, там злободневно было и даже местами весело

[ 21 ] spirit1984  27.04.2014 15:52
to drezna

> Классика отечественной комедии и реальные факты того времени полностью опровергают автора:

Неверно. В этой классике не показывались критически какие-то реально существовавшие персонажи. Поэтому клевету к этим комедиям не привяжешь. Кроме того, бриллианты вполне можно было сбыть. И наконец, для тех, кто не в курсах реалий — Шеф в комедии Гайдая делал следующее для легализации своих доходов. Эти бриллианты он с подручными закапывал в землю, после чего находил их и сдавал государству, получая законные 25 процентов по тогдашним законам. Это был вполне разумный способ отмывки денег.

> ну что, ждать шуток про Россию/Крым/Украину в принципе от команд?
- если да, то какого цензурирования ждать от редактуры?

Ну в принципе уже дождались). См. выступление Союза в первой четверти. Наверняка в третьей четверти Мансы тоже об этом шутить будут, им само происхождение не позволит промолчать.

Что касается цензуры от редактуры — то здесь все просто — никто не позволит нынешним КВНщикам вспомнить ребят, весело призывавших в конце 80-х к отделению Украины — www.youtube.com/watch?v=6A6_XWah-E0. Нынешняя ситуация растет ведь именно оттуда. Никто не позволит вспомнить, с чего все началось и как КВН одобрительно этому аплодировал, считая, что "лучше меньше да лучше"


[ 22 ] spirit1984  27.04.2014 15:55
to Алексей

Про номер Красноярска не знал. А нельзя ли ссылку посмотреть, потому что в Гугле ничего такого не находится.


[ 23 ] spirit1984  27.04.2014 16:00
2 Данил

> если говорить детально здесь, то здесь скорее многие видели первую, попробовали подискутировать с автором, поняли, насколько это плодотворно, пришли к выводу, что больше не стоит этого делать.

А в чем была неплодотворность? На все возражения я отвечал и дискутировал. Вообще-то все три части сводятся к одному нехитрому утверждению "В КВНе отсутствуют шутки левого спектра и практически отсутствуют команды левого направления. На мой взгляд, это вызвано цензурой внутри самого КВНа". А все три части содержат лишь примеры тем, подтверждающих это утверждение.

Это утверждение отвечает критерию фальсифицируемости Поппера. Достаточно легко его опровергнуть, заявив "Автор не прав, поскольку в КВНе полно номеров левых направлений, например, … Кроме того, ряд видных КВНщиков не скрывают того, что они левые, в качестве примера можно привести …". Это самое простое опровержение, достаточно заполнить эти многоточия). Однако как раз этого комментаторы за все три части статьи не делали. Многие признавали, что в КВНе действительно места левым последние 25 лет не было, однако не соглашались, что это из-за цензуры, просто "так само собой сложилось". Собственно, все споры из-за этого.


[ 24 ] spirit1984  27.04.2014 19:36
to drezna

Кстати, могу точно сказать, какого номера в КВН не будет на тему внешней политики. Это номера про то, как при Ленине в состав Украины были введены Харьков, Донецк, Луганск и прочие области, которые не входили до этого в ее состав.

Сделано это было как раз затем, чтобы снизить уровень национализма в рядах компартии Украины. Тогда вожди и в страшном сне предположить не могли, чем это закончится. Но номера про это в вышке не будет.

Зато вероятен номер про Хрушева, передающего Крым в состав Украины. Вот это, возможно (но верится лично мне с трудом) будет.


[ 25 ] DC (анонимно)  29.04.2014 00:55
>Я все-таки программист

позвольте полюбопытствовать — вы PHPник?


[ 26 ] spirit1984  01.05.2014 19:37
to dc

Нет, в данный момент пишу на Java


[ 27 ] spirit1984  01.05.2014 22:23
Кстати, в связи с тем, насколько терпимо КВНщики сами по себе относятся к чужому мнению, любопытно почитать вот этот пост dark-dark-voron.livejournal.com/129341.html. Человек внезапно для себя обнаружил, что его мнение не совпадает с мнением большинства по некоему вопросу, и реакция просто потрясает. Ну и любой, кто радуется произошедшим описанной в статье событиям — тот идиот, если только не извлекает из этих событий собственную выгоду. Тут и полный набор либеральных мантр о рабском менталитете России, совка и т.д.

Если КВНщики в большинстве своем так же мыслят и терпимо относятся к чужому мнению, то не стоит удивляться, что левый спектр в большом КВНе не представлен — с таким настроем ему там просто не выжить


[ 28 ] spirit1984  02.05.2014 12:35
to я_я_натюрлихъ

Вообще-то про периферийный капитализм в СССР было известно достаточно хорошо — в 70–80-х эта тема широко обсуждалась на различных интеллектуальных столах. Более того, были предупреждения еще тогда, что СССР никто не собирается пускать в ядро капитализма — в его метрополия, т.е. нам в ходе реформ просто не удастся зажить как на Западе.

Так что ничего особо нового я тут не сказал. Просто сам факт, что КВНщики 80-х умудрились забыть то, чему их учили в советской средней школе, а также все курсы марксизма и политэкономии, которым учили в обязательном порядке в любом советском вузе, и начали радостно блеять и требовать перемен и перехода к капитализму — весьма показателен. Большинство из них весьма туманно себе представляло, что произойдет лично с ними в результате этого перехода. Зато АВМ и его соратники, судя по всему, это представляли достаточно ясно.

Они и сняли все сливки в результате этого перехода, а вот рядовая масса КВНщиков 80-х, ратовавших за перемены, грубо говоря, осталась в дураках. Пока что в них и остается, потому что очень мало кто из них признал честно, что он ошибался и сожалеет о том, что желал этих перемен. За одного битого двух небитых дают, это да — но это только если битый учится на своих ошибках.


[ 29 ] Замятин (анонимно)  02.05.2014 17:38
spirit1984, что за глупый вывод о том, что все квнщики думают и ведут себя как Ворон. Как и все другие выводы, особенно про неправильную ценузуру левых и правильную цензуру либералов. Автор, наверное, забыл, что это СССР закрывал игру на 20 лет. Что это на советском ТВ весь юмор состоял из Ералаша и горстки еврейских сатириков, которым разрешалось смеяться над бюрократами, алкашами и тунеядцами. И что русские со своей религией и обычиями в принципе выпадали из планов КПСС, которая строила свой интернационализм на костях русской истории и культуры.

[ 30 ] spirit1984  02.05.2014 21:51
to замятин

Заметьте, я сказал "если думают и ведут", я не утверждал это как вывод или неоспоримый факт).

Из того факта, что в советское время игра была закрыта (но не на 20 лет, а на 14), как-то следует, что сейчас в КВН нет цензуры левых шуток?

И как понимать заявление, что КПСС строила свой интернационализм на костях русской истории и культуры? В чем конкретно это выражалось? При Сталине в 1938 был снят например такой фильм, как "Александр Невский" — таких фильмов, прославляющих русских, сейчас просто не снимают.

И весь юмор не состоял из Ералаша и смеялся не только над бюрократами, алкашами и тунеядцами. Там высмеивались очень часто пороки западной системы и ее двуличие и лицемерие. Вот взгляните хотя бы на это — img-fotki.yandex.ru/get/9757/42410816.6a/0_d5289_39bdaef8_XXL.jpg — несколько десятилетий прошло, а как актуально выглядит сейчас. Для КВНа кстати такой юмор последние 20 лет был просто немыслим.


[ 31 ] spirit1984  04.05.2014 15:19
хотя нет, мансам скорее всего уже не позволят шутить на эту тему, как позволили Союзу, как раз из-за последних событий в Одессе. Если они и шутили, скорее всего из эфира вырежут. Поскольку здесь уже начала литься кровь.


[ 32 ] Замятин (анонимно)  04.05.2014 19:47
spirit1984, "Невский", как и "Грозный" и прочий лубок на заказ — это насмешка над русской историей, которую перевирали и забивали советской пропагандой. Да, они лучше того барахла, которое пытаются снимать сегодня (тот же "Царь"), но это говорит только об уровне кинематографа. И, кстати, посылы, которые там звучат, часто вообще не вяжутся с тем, что вещает руководство страны.

В КВН не было никогда деления на левых-правых, это студенческая самодеятельность, которая превращается в срежисированное шоу для массового зрителя в эфире. При Ельцине политика хлынула туда по той же причине, по какой большевики высмеивали царизм, дорвавшись до власти — смена строя, свобода покуражиться, излить то, за что раньше можно было огрести. Правда, никто тогда не кричал гордо "Ух, я такой весь из себя либерал, за ельцинские идеалы мать-отца продам". Явный антилевый заказ там был только под выборы-96.

Сегодня тенденции такие, что "нечего вообще трогать политику, лучше еще раз пошутим о любовнике в шкафу". Я вообще согласен со статьей, которая обругала студентов за их узколобость и за то, что вместо серьезных вещей они погрязли в унылой бытовухе, строя из себя клоунов на потеху домохозяйкам и старикам из жюри. Развития вообще ноль, самообразования тоже. Откуда тут взяться левому-правому юмору, когда даже на актуальные темы редко кто может пошутить


[ 33 ] spirit1984  04.05.2014 22:31
to Замятин

Я согласен, что Невский, как и Грозный, это произведения советской пропаганды. В конце концов, это снималось на государственные деньги, а не на личные сбережения Эйзенштейна. Так что это нормально, что государство требует вставлять угодные ему идеи в фильмы, которые оно спонсирует.

А вот насчет того, что большевики высмеивали именно царизм — это верно лишь наполовину. Действительно, большевики высмеивали царей — но последних царей, которые и довели Российскую Империю до ручки. Особенно Николая II. Однако та же советская пропаганда положительно описывала ряд действительно выдающихся правителей России. В первую очередь конечно Петра, но и Александра Невского тоже. Заметьте, что в фильме про Невского нигде не заявляется, как это модно теперь делать, что народ победил в ледовом побоище "вопреки Александру Невскому". У нас же за последние 20 лет не было снято ни одного фильма, где в положительном свете был бы выставлен хоть один правитель советской эпохи. То же самое и с КВНом — за последние 20 лет они ни разу ни в одной сцене не показали в положительном ключе ни одного из советских правителей. Так что отличие от советской пропаганды весьма разительное.


[ 34 ] spirit1984  04.05.2014 22:33
to Замятин

И я не ругал студентов за узколобость. Это в советские времена это была студенческая игра, сейчас в нее играют (в высшей лиги уж точно) отнюдь не студенты. Среди студентов кстати полно поклонников левых идей. Сам я увлекся ими именно в бытность студентом. Так что узколобость студенчества здесь ни при чем.


[ 35 ] spirit1984  04.05.2014 22:42
to Замятин

А насчет того, что в 90-е КВН прям упивался шутками про то, о чем раньше шутить было нельзя. Это скорее верно для 80-х. Однако уже к 91-му сняты были все барьеры в КВНе — один фарс НГУ в полуфинале 1991-го чего стоит. Так что сказать, что в 90-е КВНщики получили наконец долгожданную свободу от цензуры сверху — неверно, они получили ее раньше.

Кроме того, уже в самом начале реформ наблюдалось резкое недовольство и разворот налево. Уже Гайдара с его либерализацией цен хватило, чтобы очень многих сделать убежденными сторонниками социализма. То, что этих сторонников в КВНе не появлялось — как раз весьма симптоматичный знак.


[ 36 ] Замятин (анонимно)  05.05.2014 11:19
spirit1984, личные сбережения? Это после национализации? Никто не выбирал, брать ему деньги на фильмы у Сталина, у Голдвина или из своего кармана. Ханжонков до конца жизни побирался из-за запрета на профессию. Да, пару-тройку удобных царей превозносили когда строили культ, в том же мифическом ключе. В том же "Грозном" переврали даже самые мелкие факты, вплоть до дат. Это не глумление над историей? Особенно после публичного сожжения учебников и переписывания их рабочими с пятью классами образования.

Но я говорил в первую очередь про ранние годы. Все эти росты, лефы, агитпоезда, толпы пошлых сатириков. Высмеивали строй вообще, различий между царями тогда не проводили. Вот в России конца 80-начала 90х то же самое было, тоже внезапно появилось много поводов поржать над старым строем. Пока ржали, республики отпали, в Чечне началась резня, предприятия уплыли. Сегодня, когда все поутихло, снова строят культ. Сталину вполне открыто симпатизирует министр культуры, открыто гнобят 90е, заказы на просоветскую пропаганду спущены. История идет по спирали. Не знаю, правда, кто будет снимать и смешить, сегодня в кино и юморе уже полный аврал.

Отучили детей думать и анализировать, что тут говорить. Я ссылался как раз на статью об этом — не вашу, но вроде тоже кого-то из левых, не так давно вывешивали ссылку. Да, многие студенты, пока дойдут до Вышки, уже перестают быть студентами. Но материал год от года они обкатывают один и тот же, их сами реалии (а также умные редактора) отучают быть актуальными, интеллекутальными и острыми, хотя бы они дышали революционными идеями.

Что там сегодня в Вышке стреляет — Мурманск? Самостеб над процессом игры? Читаем на Амике: "Герман Иванов, 1982 года рождения, стаж 12 лет". Человек 12 лет играет в КВН. За все это время шуток у него набралось на 2 игры Вышки (он сам жаловался губернатору, что материал исчерпан). Актуала нет, весь юмор можно показывать в любое время на любой зал. И все довольны.


[ 37 ] spirit1984  05.05.2014 22:08
to Замятин

А нельзя ли поподробнее, когда это в советский период публично сжигали учебники? СССР — это все-таки не нацистская Германия и до публичного сжигания книг не опускался.

Кстати, а что за учебники истории в советское время были написаны рабочими с 5 классами образования? Из всех учебников той эпохи, что я видел, в выходных данных редакции всегда стояли профессора вузов да членкоры АН СССР. Нельзя ли ссылку хоть на одно издание учебника, где авторами были бы рабочие?


[ 38 ] spirit1984  05.05.2014 22:15
to Замятин

Кстати, а кто это спускает заказы на просоветскую пропаганду? Президент и премьер у нас совершенно в открытую высказывают совершенно антисоветские лозунги. Тот же Медведев перед Ванкувером умудрился заявить, что советские спортсмены одерживали победы не благодаря, а вопреки советскому строю. Он же заявлял, что в советское время стипендий хватало лишь на, чтобы разок в кафе сходить — эта история подробно освещена здесь ihistorian.livejournal.com/342870.html.

Кстати, наше государство в последние годы профинансировало массу фильмов, льющих помои на советский период — самый эпический, конечно, это "Утомленные солнцем-2". Так что говорить про просоветскую пропаганду и что на нее есть заказ со стороны власти — это вы перегибаете.


[ 39 ] Евгений (анонимно)  06.05.2014 18:50
Большое спасибо автору за объемный и интересный анализ. Обработано огромное количество материала, что не может не вызвать уважение. Отдельное спасибо за искреннюю попытку поддержать диалог. Естественно, что критика в коментариях неизбежна. Это также не может не радовать, так как все мы разные и наше мнение должно хоть чем-то отличаться и от мнения автора и от мнений друг-друга, иначе — стагнация и печаль. Короче: пишите все и Автор тоже. одно личное наблюдение о процессах происходивших накануне развала Союза. Есть такой у юристов термин: добросовестное заблуждение. он полностью соответствует тому, что произошло тогда с большой частью наших людей. Мы все понимали, что необходимо что-то менять, искали ответы на вопрос как, многие и я в том числе зачитывались статьями Шмелева и искренне верили в предлагаемые пути перестройки, в том числе и в хозрасчет. Я был тогда вторым секретарем райкома комсомола, т.е. специалистом по контрпропаганде и смею утверждать, что не видел никакого умысла развалить страну в выступлениях КВНщиков тех лет — только желание ее улучшить. И вместе с ними добросоветно заблуждался. Молодость! Хотелось быстрее и лучше, и было полно сил и уверенность, что мы это сможем, но… Так что, не стоит судить, да и поздно уже. Необходимо думать и предлагать пути изменения к лучшему, а вот с этим проблема у всех, не только у КВНщиков. Вы правильно отметили незрелость нынешних игроков. Что ж, будем надеяться, что нам хватит времени и терпения, а им ума и сил чтобы дозреть.
И пара слов про "левых-правых". Это все условности. Перед Богом все равны. Думать надо о человеке, каждом человеке. О том, как каждому создать условия для его созревания, и какими должны быть эти условия, чтобы из наших детей "вылупился" Человек. Ни правые, ни левые об этом думать не будут, т.к. их задача перетащить вправо или влево. К сожалению Вы правы, и в политизированном обществе, да и вообще, пока существует государство, политически неангажированного, без цензуры КВНа быть не может.


Всего комментариев: 39

Рейтинг за неделю:

    Объявления


    Самое-самое:

    Самые обсуждаемые:




     Апрель 
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    282930    
           

    Основные темы:

    Избранное: показать


    © КВН для ВСЕХ. 2001 - 2020.

    Мнение редакции может не совпадать с публикуемыми материалами.
    Более того, могут не совпадать мнения внутри самой редакции.
    Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам и редакции сайта "КВН для ВСЕХ".
    Перепечатка возможна только с разрешения редакции. При цитировании ссылка обязательна.
    Rambler's Top100   Rambler's Top100