Регистрация | Войти || [pda.kvnru.ru]
21.05.08 13:12

Когда-то давно КВН был Клубом Веселых и Находчивых. Играли в него преимущественно студенты и аспиранты. По сути это была самодеятельность – «капустники» с элементами соревнования «кто смешнее пошутит?» Шли годы, КВН из самодеятельности эволюционировал в шоу. Все чаще танцы ставили профессиональные хореографы, с командами работали профессиональные музыканты, со временем в КВНе появились и профессиональные авторы, которых привлекали к написанию сценариев. Сегодня роль многих команд в подготовке сценария свелась к умению найти спонсоров и выбить из них деньги, после чего нанять авторов, которые сделают «как надо». О наемных авторах и пойдет речь.

В принципе, простым телезрителям нет дела до того, кто пишет шутки – сами команды или наемные авторы. Телезрители включают КВН, чтобы посмеяться, и лучше смотреть профессиональный юмор, чем сырые шутки студенческой самодеятельности. С другой стороны, подобный подход приводит к деградации КВНа – появляется все меньше новых авторов и самобытных команд; те же команды, которым пишут одни и те же авторы, становятся все более похожими друг на друга.

Давайте обратимся к «истории вопроса»: авторы не нужны были ни той же Одессе (там авторов — целый город), ни НГУ (4 мощных студенческих клуба Академгородка с ежегодными капустниками и развитым соперничеством), ни Днепропетровску. Да и пользоваться «чужими мозгами» в тот романтический период было не принято — стыдно как-то… Авторы стали нужны следующему поколению команд, которое, во-первых, уже не могло на равных отстаивать свою точку зрения на КВН, во-вторых, в массе своей не обладало ни ресурсами «стариков», ни технологией подготовки к игре. А в-третьих, ситуацию с авторами «узаконил» сам АМиК: было время, когда АВМ, вырезая очередной молодой команде номер, на слова «а у нас больше ничего нет» спокойно указывал в зал. А там уже сидели в готовности несколько человек — преданных, проверенных и готовых помочь своему барину.

Поскольку таких людей было мало, да и их работа не афишировалась, в бюджете некоторых команд появлялась не просто строка «на оплату авторской группы» — предполагалось, что будет заплачено всем, лишь бы они не работали на соперника. В свою очередь, растущий спрос, естественно, спровоцировал предложение, и в авторы ринулись все, кто смог «зацепиться» в Москве. Самые дальновидные даже попытались в конце 90-х создать некий профсоюз: агентство сценаристов «Гильдия авторов» Ш. Муслимова и М. Щедринского. В итоге «Гильдия» переключилась на обслуживание эстрады и работу над сериалами, но сама мысль о том, что авторам нужно «сбиваться в стаи», нашла своих продолжателей.

Наверное, четче всего эту идею реализовал в обозримом прошлом Д. Табарчук, может быть, лучший на позиции «директор команды КВН». Авторская группа, работавшая на «Уездный город», имела отдельный бюджет, собиралась на базе отдыха и работала непрерывно в течение недели-двух задолго до предстоящей игры. Те, кто помнит УЕ, согласятся, что за пару лет ребята из команды КВН превратились в узнаваемых, практически эстрадных персонажей — и сериал с «пионером», «толстым» и «бывалым» увлеченно смотрела вся страна. Когда задача была выполнена, авторов распустили, а актеры поехали по стране (а потом и за ее пределы) «отбивать бабки».

В настоящее время авторы-одиночки в КВН – редкое явление, большинство авторов объединяются в авторские группы. Такая организация позволяет работать более эффективно: помимо более высокой производительности труда и увеличения человеко-часов, имеет значение наличие в группе одного или нескольких людей, которые лучше продают или даже «впаривают» материал командам.

В течение последних лет сложилось несколько основных авторских групп, которые имеют свои расценки и свои методы работы. Какие-то группы уже отошли от КВН, какие-то продолжают работу. Рассмотрим некоторые из них:

Мартиросян&Ко. Дорого, но качественно. Пожалуй, самая сильная группа, успевшая поработать с несколькими командами Высшей Лиги КВН, среди которых чемпионы 2003 и 2004 годов – «Утомленные Солнцем» и Сборная Пятигорска. Эта группа вышла за рамки КВН, и, по большому счету, именно на ее счету успех «Comedy Club» и последовавших за ним других проектов «Comedy Production». Сейчас группа отдалились от КВНа, и работает в более крупных масштабах, выступая все чаще в роли продюсеров, чем авторов. Производство, продажа и перепродажа юмора других авторов поставлены на поток. Юмор стал весьма доходным бизнесом, а Comedy Production – одной из самых высокодоходных компаний в отечественном шоу-бизнесе.

УПИшная. В работе с командой практикует педагогический подход: не оказывают давление авторитетом. Как правило, это дает возможность саморазвитию команды. Из-под крыла «Пельменей» вышло много самобытных ребят. Иногда стиль юмора «Уральских Пельменей», вложенный в уста других команд, не находил отклика у зала и жюри, но в плане становления и развития команды эта группа самая предпочтительная. Оплата — по дням работы с командой. От 250 до 400 евро в день. В последнее время у «Уральских Пельменей» появился свой телепроект «Шоу-ньюс», и они сами активно пользуются услугами авторов со стороны.

Один из способов сэкономить на авторской группе продемонстрировала администрация команды КВН «Утомленные солнцем»: они решили, что в качестве авторов замечательно подойдут любые молодые команды КВН. И было время, когда люди из УС буквально «прочесывали» разные лиги, вплоть до центральных, предлагая командам продать подходящую шутку или номер. С миру по нитке — и у Утомленных появлялся очередной сценарий. Когда же экономия дошла до того, что репризы стали просто «брать», эту лавочку пришлось прикрыть, а администрацию — поменять.

ЛУНовско-Белорусская. Точнее – белорусская. Почти полное отстранение команды от материала. Участники команды могут что-то писать, пытаться, приносить пачки материала, но от них отмахиваются как от комаров. Исключения – команды, которые поиграли достаточно и могут отстоять свой материал. Оплата очень высокая — от 500 долларов в день и выше. Как правило, сбоев у такого метода не бывает, за исключением случаев, когда авторы слишком загоняются (например, финал 2004 года, РУДН). В настоящее время эта группа тоже отошла на КВН и сконцентрировалась на работе над проектами телеканала СТС.

Гуликовская. На раннем этапе схема работы состояла в полном подчинении команды под себя и, как потом получалось, это приводило к сомнительному будущему команды. Если команда была самостоятельной, типа «Утомленных Солнцем», уже хотя бы как-то состоявшаяся, сотрудничество складывалось положительно. Пишется всё — от сюра до попсы. В первых играх, как правило, встаёт только попса, а ближе к финалу — сюр. Свои плоды это приносило.
Позже схема работы изменилась соразмерно возросшему положению и влиянию Гуликова. Для того, чтобы командам был гарантирован вход в Премьер-Лигу или Первую лигу, они обращаются к Гуликову с просьбой «поработать» перед Сочи, например. Тот набирает группу, потом набирает энное количество команд, с которыми «работает», и за сумму примерно от 500 долларов в день ездит от одной команды к другой, затрачивая на каждую по нескольку часов и предлагая командам одни и те же или очень похожие номера. Если команда не покупает номер, его предлагают следующей команде. Далее от команды требуется уже показать отрепетированный материал. И так в течение 5–7 дней.

Материал, который остался непристроенным, предлагается под видом «болтов» либо командам, приехавшим в столицу чуть позже, либо уже в Сочи — кому-нибудь ещё (и этот «кто-то ещё» обязательно найдётся, уж поверьте). В результате, все команды будут пристроены в те лиги, куда уже решил Гуликов.

Можно ли создать группу авторов не в Москве, вдали от места сбора «башляющих» команд? Оказывается, можно. Сибирская группа авторов, сложившаяся вокруг «Детей лейтенанта Шмидта» — традиционно сильна, плодовита, готова работать не только для КВНщиков и не слишком заморачивается, как и кто будет использовать их тексты. В итоге имеем парочку негромко прозвучавших скандалов с использованием одного материала сразу несколькими «сибирскими» командами. Но сибиряки стараются свои отношения выяснять сами, Москву с АМиКом традиционно не любят, поэтому информация из-за Урала обычно не становится достоянием широкой публики.

БГУшная. Точнее – Купридовская. Глядя на плодотворную «жатву» коллег на бескрайнем поле юмора, Купридо решил последовать их примеру. Делал он это более деликатно (в отличие от Гуликова), помогая начинающим. На первых играх сезона он обычно присматривался к подающим надежды командам. Если команда не вылетала в первых играх, то, приезжая на следующую игру, оставалась без материала: главный редактор резал команде выступление на корню, аргументируя т, что «это вам не Слобожанка и не Поволжье. Здесь уровень минимум Первой лиги!». Для спасения выступления редактор давал номер телефона «хорошего автора» из лучшей команды Международного союза КВН — команды БГУ. Иногда (не афишируя и под строжайшим секретом) и сам подключался к работе с командой.

В последние годы команды, дошедшие до трети, а то и в четверти Евролиги сами просили заветные номера у редактуры, чтобы усилиться и «порвать всех». Стиль работы БГУшек похож на стиль УПИшек. А расценки значительно ниже.

Разумеется, помимо перечисленных авторских групп есть и другие, но их не так уж и много. Плюс ко всему, авторы из разных авторских групп частенько привлекаются в другую группу, если есть в этом необходимость. Отношения между группами в основном дружеские, но некоторый элемент конкуренции, безусловно, сохраняется. Такое подобие профсоюза помогает при необходимости усиливать авторские группы, выстраивать отношения с заказчиками, удерживая цены на определенном уровне и предупреждая друг друга о недобросовестных партнерах или коллегах по цеху.

Рассмотрим подробнее отрицательные стороны работы команд с наемными авторами.

1. Убивается сам дух КВН. Игры КВН, превращаются в соревнование бюджетов: кто сможет купить большее число качественных авторов. Сейчас уже не считается зазорным в оправдание проигрыша ссылаться на недостаточный бюджет для оплаты услуг сторонних авторов.

2. Шансов у самопишущей команды на победу меньше, т.к. наемные авторы имеют больше опыта или даже лоббируют материал на уровне редактуры (а зачастую входят в нее). Если с более опытным соперником еще можно бороться за счет самобытности, то бороться с лоббирование редактуры очень тяжело или вовсе невозможно. К тому же, в современном КВНе немало примеров, когда «авторы» команды могут сидеть в жюри.

3. Новых авторов появляется все меньше и меньше, так как им не дают возможности для роста, да и сами команды предпочитают пользоваться материалом наемных «опытных» авторов. Возникает замкнутый круг: услуги проверенных авторов приводят к невозможности роста для новых, а отсутствие новых авторов порождает повышенный спрос на старых. Для того чтобы новых авторов заметили и «окрестили», необходима протекция одной из старых проверенных групп. А шансов, что команда, подсаженная на иглу наемных авторов, с нее когда-нибудь соскочит и начнет писать сама, практически нет. Особенно плохо, когда команда прибегает к услугам сторонних авторов на начальном этапе своей карьеры.

4. Если команда решает, что ей без авторов со стороны не обойтись — это один путь. В конце концов, большинство наркоманов тоже никто не заставлял. А вот если команде авторов навязывают, то возникает психологически интересная ситуация, похожая на «синдром заложника». Работать с автором и не дружить с ним (не любить его) невозможно — поэтому одной своей половиной (больше административной) команда «чужаков» очень не любит. Хотя бы потому, что они забирают деньги, по сути, у остальных членов команды. Но другая часть (по больше мере актерская) чужим авторам со временем становится предана до самозабвения. Понятно, что такое «раздвоение личности команды» не приносит в результате ничего хорошего, хотя и сказываться начинает не так скоро.

5. Команды, которым пишут одни и те же люди, становятся более похожими друг на друга, отличаясь только формой одежды. Парад клонов с однообразными номерами. В некоторых играх одни и те же авторы писали для команд-соперников.

6. Практически все авторские группы и авторы пишут не только для КВН, но и для других телевизионных проектов: скетчкомов, юмористических передач, сериалов. Вполне возможно, что шутки, предлагаемые команде – это отходы, забракованные продюсерами, от другой деятельности. Например, того же Comedy Club. В любом случае, творческих сил на КВН остается меньше, к тому же иногда случаются проколы в виде пересечений по шуткам между КВН и другими передачами.

7. И, наконец, материальная сторона вопроса, самая очевидная: деньги, потраченные на наемных авторов, можно было бы потратить на другие цели.

Помимо отрицательных, есть и положительные стороны. Их меньше, но они есть.

1. Как уже было сказано, использование труда наемных авторов позволяет сделать телевизионное шоу более стабильным.

2. Если наемные авторы толковые и к тому же являются наставниками и учителями, команда с ними может вырасти и вырастить своих авторов. Такое случается, но крайне редко.

3. Когда у команды наступает цейтнот, помочь материалом могут только наёмные авторы, причем, работающие непосредственно с командой. Измученная репетициями, выжатая после бесконечных редактур и «просчитывания» настроения семьи Масляковых, при отсутствии хорошего архива, команда может уповать либо на чудо, либо на спасение со стороны наёмников.

Итак, прежде чем команда решит обращаться к наемным авторам следует еще сто раз взвесить все «за» и «против», а при выборе авторов лучше искать не «роботов», а «учителей». Тенденции современного КВНа таковы, что дойти до вершины без помощи авторов со стороны могут только суперталантливые и пробивные команды, да и то при очень удачном стечении обстоятельств.

Теперь перейдем к главному вопросу: а нужно что-либо менять?

Ответ на этот вопрос очень сильно зависит от того, с чьей позиции на него отвечать.
Существующее положение выгодно:
- наемным авторам, которые имеют постоянный и стабильный источник дохода;
- редактуре, которая часто участвует в доходах авторов или сама пристраивает командам номера. К тому же редактуре меньше приходится работать с кучей сырого материала;
- руководству телевизионных лиг и телеканалов, получающим более-менее приличную картинку независимо от уровня самостоятельности играющих команд;
- командам, компенсирующим недостаток авторских способностей способностями найти богатых спонсоров.

Если же перейти к идеализированному КВН, в котором нужно быть веселыми и находчивыми, уметь самим шутить, и побеждать в котором должна самая смешная команда, то привлечение наемных авторов – зло. Чтобы уменьшить влияние наемных авторов необходимо:

1. В обязательном порядке проводить разминку. В идеале, увеличить число импровизационных конкурсов.

2. Отделить редактуру и авторов, «работающих» с играющими в их лигах командами, от жюри.

3. Изжить практику «работы» редакторов лиг с играющими в них командами за отдельную плату.

В КВН играет большое число команд. Ежегодно множество команд делает в КВН первые шаги или двигаются по ступеням наверх КВНовской пирамиды. Дорогу нужно давать самым талантливым и ярким, а не самым богатым. Тогда КВН вновь вернет свои позиции яркой и самобытной игры, программы кардинально отличающейся от бесконечного потока однообразных шоу, станет кузницей кадров в лучшем смысле этого слова.

Конечно, полностью обо всем в статье рассказать не удалось, да и вряд ли это возможно сделать в одной, даже очень большой статье. Многие фамилии и названия команд специально оставлены «между строк». Но формат сайта, для которого эта статья написана, предполагает общение – дополняйте, высказывайте свои мнения, оценки, надеемся на интересный и содержательный разговор.

Глаз_Разума при участии Майорки специально для kvnru.ru

P. S. Мы, группа авторов под ником Майорка, благодарим всех КВНщиков, кто помогал и помогает нам с информацией. Мы говорим спасибо тем людям из лиг и команд, с которыми мы советуемся при подготовке очередного материала, и хотим еще раз подчеркнуть, что сохранение их анонимности является для нас важной задачей. Поэтому Майорка не будет реагировать на реплики желающих блеснуть в Интернете своей дедукцией, считая это провокацией. Мы делаем этот проект с искренним желанием что-то улучшить в нашей с вами любимой игре, а для этого, как нам кажется, стоит, например, сделать шаг в сторону, остановиться и задуматься над происходящим. По собственному опыту скажем, что для нас самих было интересным, как меняются привычные вроде бы вещи, когда анализируешь их с точки зрения «взгляда на процесс». И мы рады, что уже появились желающие взглянуть на процесс и проанализировать его вместе с нами, подтверждением чему — эта статья.

Рейтинг: -140 +      url Комментарии ( комментариев: 82)
Поделитесь постом с друзьями:

Рейтинг за неделю:

    Объявления


    Самое-самое:

    Самые обсуждаемые:




     Май 
    ПнВтСрЧтПтСбВс
       1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031 
           

    Основные темы:

    Избранное: показать


    © КВН для ВСЕХ. 2001 - 2020.

    Мнение редакции может не совпадать с публикуемыми материалами.
    Более того, могут не совпадать мнения внутри самой редакции.
    Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам и редакции сайта "КВН для ВСЕХ".
    Перепечатка возможна только с разрешения редакции. При цитировании ссылка обязательна.
    Rambler's Top100   Rambler's Top100