Регистрация | Войти || [pda.kvnru.ru]
31.01.08 0:00

КВНщикам, для которых закончился 19-й сочинский международный Фестиваль команд КВН «КиВиН-2008», может быть, интересно будет узнать, как это все начиналось, и подумать над тем, чем это закончится. Тем более, что Фестивали – это в некотором смысле вехи КВНовской истории, и если посмотреть на все 19 прошедших Фестивалей с этой точки зрения, можно сказать, что КВНовская история на наших глазах вступает в свой очередной этап. На наш взгляд, таких этапов было уже три.

Первый — это первые 5 Фестивалей, с 1990 по 1994 гг. (Днепропетровск — Тюмень — Сочи — Воронеж — Сочи), которые таковыми, с точки зрения современных КВНщиков, просто не могут называться. Команды на них приглашались лично редакторами (А. Акопов, затем — М. Марфин, существовал «конкурс сценариев»), новых команд для сезона не хватало (!) — в Днепропетровске было всего 14 команд, в Сочи — 30. Проблема стояла так остро, что пару лет М. Марфин лично ездил по региональным играм и чемпионатам КВН (в основном, на Украине) в поисках свежих лиц и идей. Можете сегодня представить, как кто-то из РЕДАКТУРЫ едет, например, в Высокополье — «за идею»?

Программа тех «Фестивалей» включала в себя «торжественные открытия», концерты на площадках города, выезды на природу со съемкой отдельных сцен — т.е., по сути, представляла собой выездной корпоратив ЗАО «ТТО АМиК» (возникшее, кстати, в 1990г.) со съемкой очередной телепрограммы. Вряд ли будет преувеличением сказать, что никого из сотрудников и приближенных «звезд КВН», кто принимал в них самое активное участие в те «лихие 90-е», вы больше никогда не встретите рядом с Президентом МС КВН — воспоминания не те…

Но первый Фестиваль не был бы первым, если бы не одно событие, цитируем: «…одесситы, завершая Фестиваль, „избрали“ ведущего президентом Клуба Веселых и Находчивых… Так что президентская должность А. В. Маслякова, воспринимаемая нынче чуть ли не как официальная, родилась в свое время из обыкновенной шутки» («Мы начинаем КВН», далее — Книга). Да уж, одесситы, если шутят — это надолго! А сам АВМ свой президентский пост совсем не воспринял, как шутку — давайте вспомним «Указы Президента», «президентское правление»… И вообще, спустя 19 Фестивалей, никто уже и не сомневается, что есть такой Международный Союз КВН, у него есть Президент, он может выгонять из КВНа одних, прощать других, представлять, наверное, этот Союз в отношениях с другими организациями и, видимо, государствами… Жаль только, что «избрали» его одесситы, и было это 19 лет назад.

Главное: Фестиваль КиВиН-92 (третий) впервые прошел в Сочи и «…количество его участников пришлось расширить до 30 команд. Разумеется, гала-концерт уже не мог вместить всех участников Фестиваля… участие в гала-концерте становилось первым шагом на пути в сезон» (Книга). Почему это главное? — потому что с этого момента начала устанавливаться спортивная схема Фестиваля: попадание во второй тур — попадание в гала-концерт — попадание в Высшую лигу. Потом эту схему немного «сбил» Воронеж (после четвертого Фестиваля там возникла 1-я Лига), да и количество фестивальных команд еще не позволяло говорить о настоящей конкуренции, но именно там был сделан первый шаг.

И когда фестиваль (пятый) надолго вернулся в Сочи (1994г.), «популярность 1-й Лиги возросла необычайно… состав ее пришлось расширить до 14 команд» (Книга), — добавьте 12 команд Вышки: всего на том фестивале «рубились» аж команд 30 (набор в сегодняшнюю центральную лигу)! И он же, пятый Фестиваль, начал, как представляется, второй этап в истории Фестивалей — все, кто играл вместе с М. Марфиным, ушли из большого КВН, поэтому с этого момента Марфин стал единственным гуру и безусловным авторитетом для всех (!) команд будущего сезона во всех (!) лигах.

Второй этап: 1995–2001гг. Начинается «наша эра»: Фестивали стали открытыми, приглашены были все, и уже на шестой приехало под 100 команд, а к началу 21 века их стало 300. Вообще, это время, как сейчас представляется, было самым «продуктивным»: в жюри пришли шоу-мены и закончились скандалы; родился и вырос «Музыкальный КиВиН», возникла система лиг, появился сайт АМИК.РУ — все, без чего мы сегодня не представляем нашу любимую игру. А какие команды? ХАИ, ЕрМИ и Армяне, БГУ-1 и БГУ-2, Транзит и 95-й квартал, Гусары и Бродяги, Пельмени и ДЛШ, Владивосток и Владикавказ, УЕ и Сочи — золотой фонд Клуба веселых и находчивых и, одновременно, той самой РЕДАКТУРЫ КВН.

Чуть-чуть добавим к той теме: А. Чивурин стал вторым редактором в 1996г., и с тех пор редакторами долгое время становились практически только украинцы, среди которых, безусловно, лидируют члены команды ХАИ (те, кто играл с ними в то романтическое время, ласково называют команду «хаевня», — именно «хаевня», связанная и спаянная, во многом определила стиль и методы работы РЕДАКТУРЫ).

Но начало второго этапа было многообещающим: после достаточно бессистемных метаний первого, ЗАО «ТТО АМиК» обзаводится менеджерами высокого класса, и работа А. Лобова и М. Щедринского приносит плоды: начинается гастрольная деятельность команд КВН, появляются книги, газеты и сайты, возникают и структурируются лиги, строится договорная система. Кстати, именно в это время АМиК, регистрирует свидетельство на товарный знак «КВН КЛУБ ВЕСЕЛЫХ И НАХОДЧИВЫХ». Номера свидетельств можно посмотреть, например, здесь.

А на Фестивалях начинает происходить полная веселуха: в просмотровый зал «Жемчужины» набивается столько человек, сколько туда может физически поместиться. Возле двух выходов «качается» по толпе: одни хотят попасть в зал, другие – выйти. Говорят, только на этот процесс (войти или выйти) нужно было затратить минимум по полчаса упорного проталкивания себя через толпу. Люди приносят магнитофоны, пытаются записывать шутки и порядок выступлений, в зале на первом ряду сидят редакторы, перед ними на полу – «лежбище котиков»: кому уже не хватило места ни сидеть в зале, ни стоять на лестницах. Так и проходит весь первый тур: сначала 2 дня, потом – 3, потом – 4. Просмотры начинаются в 10 утра и заканчиваются в 2, а то и в 4 ночи. Результатов тусовка ждет всю ночь, бывало, и до утра. Жить не в «Жемчужине» в таком ритме и с такими «тяготами и лишениями» для команды практически невозможно.

Но КВНщики стойко переносили те самые «тяготы и лишения», потому что знали: главный приз зависит только от того, как они выступят. Пройдут во второй тур – это межрегионалка, пройдут в генералку – это центральная, дойдут до галки – это Первая или даже Вышка. И на каждом из этих этапов предстояло бороться и доказывать, но результат был очевиден всем (!). Весь Фестиваль напряженно следил за этим процессом, все видели, как принимаются решения, все играли в большую КВНовскую игру с огромными ставками.

Это сейчас А. Чивурин рассказывает командам, что есть 2 формата Фестиваля: тот, на который вы ехали, и телевизионный, — и это принимается как должное. А тогда, на втором этапе, на Фестивали приезжали побеждать, доказывать, бороться за свое место под солнцем единственным возможным для команды КВН способом: «порви тусовку». Понятно, что и тогда в лиги пристраивали по знакомству, по просьбе, по протекции, по заслугам и т.д. – но это было, вы не поверите — СТЫДНО. Не принято это как-то было, господа, и такие команды как-то не очень любили!

Все кончилось в 2002 году, когда в номера «Жемчужины» и в «Хрустальный» пошла телевизионная трансляция из просмотрового зала и был установлен очередной рекорд: именно на этом, 13-м Фестивале, на глазах 307-ми команд сборная Санкт-Петербурга, не попавшая (и справедливо!) в гала-концерт, была взята в сезон. «Впервые факт непопадания в гала-концерт не влиял на попадание команды в престижную Лигу, вплоть до Высшей», — стыдливо отмечает и более не комментирует Книга. И этот Фестиваль был, кажется, первым для его нового директора – Н. Барули. Он сменил на этом посту А. Лобова, но началось все гораздо раньше – вообще, все, что связано с КВНовской деятельностью нынешнего генерального директора ЗАО «ТТО АМиК» несет на себе печать хамского менеджмента и удушения живого КВНовского движения. Во всяком случае, вот такое совпадение: в 2002 году с комфортом для успешных команд «Жемчужины» начался третий этап Фестивалей.

2003 год: начинается беспредел. В галку команды уже не рвутся (!) – а зачем? Показались во втором туре, отметились перед РЕДАКТУРОЙ и АВМ, а про лигу и с лигой нужно договариваться – поэтому в галку хотят только начинающие, умные ходят по этажам и разговаривают с нужными людьми. Естественно, интриги на Фестивалях множатся в геометрической прогрессии: лиги меняют статус, кого-то увольняют, кого-то повышают, растет РЕДАКТУРА, а прослойка старых КВНЩиков, которые могут хотя бы посетовать, что «раньше было не так», тает с каждым годом. На этом фоне во все 15 этажей «Жемчужины» встает мифическая, собирательная и не имеющая реальных аналогов фигура «богатыря Наибара» (о конкретных делах этого сказочного персонажа можно говорить только так).
По 150 с концерта – это он придумал. Речь о том, что с каждого концерта каждой команды КВН устроитель должен отдать «Наибару» по 150. Почему? — Потому что КВН – он принадлежит АМиКу, а вы на нем зарабатываете, сукины дети, руководители лиг (примерно в таком тоне, говорят, проходили совещания). Хорошо, мы вам по 150, а вы нам что? – А ничего! – Так хотя бы пусть только мы делаем такие гастроли, они с играми пересекаться не будут. – А нам пофиг. – Как так? – А вот так, по 150, а то вообще все запретим! Были конфликты в разных регионах, и серьезные конфликты: другие прокатчики делали концерты, мешали лигам, срывали игры, но «Наибар» с ними не связывался. Хотя, казалось бы, одно успешное судебное дело – и есть прецедент. Неужели уже тогда знали, что монополии на «КВН» у АМиКа нет?

В Юрмале – там кто у нас «Голосящий КиВиН» проводит? А почему не «Наибар», что, Юрмала больше Винницы там или, скажем, Судака? – Так там же есть, кому проводить. – Ну, это мы быстро, дедушке расскажем, что он у него ворует, дедушка и рассердится! Так, вроде бы, и уволили хорошего человека, а что теперь не воруют – давайте верить.

Решили: младшему пора выходить на большой экран. А где лигу в Москве взять? – Да вот она, ОЛиМП. Так там же этот…, как его? – А мы его выгоним, ОЛиМП закроем, Премьерку откроем, ну и МСл, для тех, кто не влезет. – А за что выгоним-то? – А вот: «…последние годы КВНовскую Москву раздирали противоречия. Возникло несколько лиг, руководители которых считали их работу исключительно своим личным делом, забыв, что КВН – зарегистрированная марка АМИК. Под эгидой материнской компании и должны организовываться лиги, проводиться игры» (Книга). Если компания – материнская, и все по закону, просто поменяйте директора, лигу оставьте! А вот если нет ни прав, ни договора, тогда, конечно, все правильно: как «Наибар» скажет, так и будет.

А взносы команд, которые растут с каждым годом? И «Жемчужина» не дешевеет, и проезд, и даже количество дней Фестиваля – а как же, теперь с выходными работаем! – и взносы растут. Кто-нибудь внимательно читал договор, по которому они платятся? Понял, за что, почему и что за эти деньги получаем? А кому платим – не ЗАО «ТТО АМиК», заметьте, а ООО «ПЦ КВН» — кто это? И не нужно сравнивать эту ситуацию с лигами: в лигу команда всегда может договориться и приехать попозже, пожить подешевле, и там с ней действительно работают. А в Сочи? «Наибар» имеет комиссионные с «официальных» гостиниц, с «Жемчужиной» тоже есть договор, ЗАО «ТТО АМиК» продает фестивальную программу Первому каналу, все вроде окупается, — но взносы-то лишними не будут? 500 команд по 6000 рублей – этого кому из нас на сколько хватит?

Ну, и «сувенирка» (с КВН-журналом) – ни одна лига не уезжает с Фестиваля без «подарка». Кому на 300, кому на 1000 – 2000 – дадут всем, еще и командам останется. И попробуй не взять: закроем, не пустим, не дадим, лишим… Это супербизнес: наклепать маек и ручек (любых!), поставить цену (любую!) и распределить (потому что «продать» — это если есть какие-то кассы или там «приходные документы») на 5 000 людей, зная, что возьмут, никуда не денутся. Понятно, почему «Наибар» такой «трудный»: если ты такой бизнес придумал, ты же почти Ходорковский – где же почет и уважуха?

А еще давайте так: пусть каждая лига зарегистрируется как ЗАО, и там будет 51% акций АМиКа – говорят «Наибар» с этой идеей 2 года носился, еле послали. А как было бы удобно: никого ни в чем убеждать не надо, торговые знаки – не надо, права, лицензии, гастрольки и прочее – вааще ничего не надо! Они тебе сами все зарегистрируют, ты только милостиво 51 процент прими — и стриги. Да, а главное: вот такую империю уже можно и по наследству передать!
Про контракты с командами (с 2006-го года) мы даже и не говорим: так нагло и беспардонно нагибать тех (лучших!), кому ты, по сути, обязан работой и благополучием, может только человек, совершенно не связывающий себя ни с игрой КВН, ни с ее историей.

Не все у «Наибара» удалось (например, в Питере он как-то не при делах оказался, несмотря на громогласные заявления и поддержку, якобы, аж на губернаторском уровне), но вот чего эта сказочная фигура добилась: третий этап закончен, все лишние из АМиКа, да и из РЕДАКТУРЫ, удалены, а команды – а что команды? Приедете, куда вы, на фиг, денетесь!? На наш век вас хватит.

Хотелось бы, конечно, считать 19-й сочинский Фестиваль началом следующего этапа, но очередное закрытие (Евролига) и все изложенное выше не дает оснований для оптимизма: есть ощущение, что даже если «богатырь Наибар» совершит ошибку и навернется, вслед за ним зашатается и все здание КВН, потому что – а кому держать?! На 19-м Фестивале, по слухам, готовилась «амнистия» КВНщикам, замеченным в 2007г. в неКВНовских проектах. Ждали очередного Указа. Но «посиделки с Президентом» не состоялись: означает ли это, что АВМ уже не готов выйти к тусовке и авторитетом «продавить» очередное решение? Или с нами больше просто не хотят разговаривать? Или не нашлось никаких юридических аргументов, чтобы выгонять из программы (из команды), например, Харламова, Нурлана, Родных, Белого, – никаких, кроме «это моя программа, кого хочу, того снимаю»?

А давайте зададимся вот каким вопросом: почему молодежное движение КВН, поддерживаемое государствами и любимое народами, пытается монополизировать одно семейное закрытое акционерное общество? КВН – это, знаете ли, не только телепрограммма, и налоговых денег на него, и спонсорских, и личных тратится немало. Почему у актеров есть свой профсоюз, у студентов – есть, а у КВНщиков – нет? И почему, чтобы играть в хороший КВН и показываться на хороших телеканалах, нужно обязательно ехать в Москву? Этот вопрос с точки зрения СНГ (или – государств бывшего СССР) кажется, по меньшей мере, дискуссионным. Что дает надежду на продолжение истории Фестивалей.

Майорка

Поделитесь постом с друзьями:

Рейтинг за неделю:

    Объявления


    Самое-самое:

    Самые обсуждаемые:




     Январь 
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031   
           

    Основные темы:

    Избранное: показать


    © КВН для ВСЕХ. 2001 - 2020.

    Мнение редакции может не совпадать с публикуемыми материалами.
    Более того, могут не совпадать мнения внутри самой редакции.
    Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам и редакции сайта "КВН для ВСЕХ".
    Перепечатка возможна только с разрешения редакции. При цитировании ссылка обязательна.
    Rambler's Top100   Rambler's Top100